Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные типы денежно кредитной политики

Основные типы денежно-кредитной политики

(политика дешевых и дорогих денег).

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика

дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она

заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно,

необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют

политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом

рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести

понижение учетной ставки и, в-третьих, нужны нормативы по резервным

отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы

системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой

увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования,

то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение

денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и

увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного

можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и

легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает

инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие

расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту

проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется

следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные

облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих

банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически

освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера

заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих

банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального

банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В

результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы,

чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их

текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы

выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам

следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд,

после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение

сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки

сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель

политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения

доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить

расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-

кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в

целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-

первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно,

что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за

обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-

кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие

кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и

продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную

ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах

данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по

своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому

представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее

проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы

коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем

кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых

денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть

возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что

банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой

ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление

называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной

помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более

нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению

дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается

в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в

направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или

ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда

предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к

возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения

предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при

обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости

обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как

денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,

следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость

обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что

противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике

Денежно-кредитная политика: понятие, типы, методы и инструменты

Денежно-кредитная политика — это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Основная цель этой политики — обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:

1) укрепление денежной системы

2) воздействие на процесс инвестирования капиталов

3) воздействие на потребительский спрос и

4) на ценообразование.

Основная задача— преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

Существует 2 типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) — направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.

2. Экспансионная денежно-кредитная политика(кредитная экспансия) — сопровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок ( в общем стимулируют спрос в экономике).

В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования, то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.

Читать еще:  Цели и задачи денежно кредитной политики

Задачи денежно-кредитной политики:

1) реструктуризация банковской системы;

2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

5) усиление таможенного контроля.

Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

3) операции на открытом рынке — купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;

4) рефинансирование кредитных организаций — кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;

5) валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь — нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Кроме того, методы денежно-кредитной политики делят на 2 группы:

1. Общие методы: процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.

2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).

Деньги, кредит, банки

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Понятие, типы и роль денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика (ДКП) – комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Основные направления ДКП:

  • — регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста;
  • — управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
  • — сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне;
  • — обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в народном хозяйстве и различных звеньев финансовой системы через регулирование деятельности банковской системы.
Читать еще:  Экономика денежное обращение

Для осуществления ДКП государством используются институты денежно-кредитного регулирования (ЦБ, казначейство, МинФин) и денежно-кредитные инструменты:

  • 1. Рефинансирование банков: совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от ЦБ коммерческим банкам.
  • 2. Процентные ставки по операциям ЦБ: установление ставки эмиссионным баком, осуществляющим регулирование базовой ставки рефинансирования. Увеличение ее приводит к снижению роста спроса на денежные ресурсы, уменьшение – к росту денежной массы.
  • 3. Обязательное резервирование: коммерческие банки обязательно должны хранить часть денежных резервов на специальных счетах в ЦБ в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.
  • 4. Валютное регулирование: ЦБ устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создает золотовалютные резервы и управляет ими.
  • 5. Операции на открытом рынке: состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ЦБ — самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяют два основных типа ДКП:

  • 1. Денежно-кредитная рестрикция (жесткая) — это политика «дорогих» денег, направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса.
  • 2. Денежно-кредитная экспансия (гибкая) — сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

По масштабам воздействия ДКП может быть:

  • — тотальной (мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения);
  • — селективной (на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности);
  • — ДКП на перспективу – «стратегическая»;
  • — ДКП на год –«текущая».

Основные типы денежно-кредитной политики

(политика дешевых и дорогих денег).

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика

дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она

заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно,

необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют

политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом

рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести

понижение учетной ставки и, в-третьих, нужны нормативы по резервным

отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы

системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой

увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования,

то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение

денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и

увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного

можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и

легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает

инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие

расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту

проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется

следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные

облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих

банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически

освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера

заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих

банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального

банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В

результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы,

чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их

текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы

выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам

следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд,

после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение

сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки

сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель

политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения

доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить

расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-

кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в

целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-

первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно,

что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за

обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-

кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие

кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и

продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную

ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах

данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по

своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому

представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее

проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы

коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем

кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых

денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть

возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что

банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой

ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление

называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной

помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более

нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению

дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается

в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в

направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или

Читать еще:  Денежные переводы в пути это

ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда

предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к

возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения

предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при

обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости

обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как

денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,

следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость

обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что

противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике

Основные типы денежно-кредитной политики

На практике реализуется политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В условиях растущей безработицей и снижением цен необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Контрольные вопросы к теме №28

1. Дайте определение денежно-кредитной политики.

2. Какая цель денежно-кредитной политики является основополагающей?

3. Укажите конечные цели денежно-кредитной политики.

4. Дайте характеристику косвенных методов регулирования денежно-кредитной сферы.

5. Дайте характеристику прямых методов регулирования денежно-кредитной сферы.

6. Укажите основные инструменты денежно-кредитной политики.

7. Что означает термин «рефинансирование»?

8. Как изменение ставки рефинансирования влияет на деловую активность?

9. Что означает ломбардный кредит.

10. Что означает норматив резервных требований?

11. Какие функции выполняют минимальные резервы?

12. Проанализируйте механизм проведения операций на открытом рынке.

13. В каких экономических условиях целесообразно применение рестрикционной политики?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector