Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные инструменты денежно кредитного регулирования

Основные инструменты денежно кредитного регулирования

В России законодательно установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Главными инструментами кредитной политики любого центрального банка (ЦБ) являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки (монетарная политика).
Операции на открытом рынке, или на вторичном рынке казначейских ценных бумаг, в настоящее время в мировой экономической практике являются основным инструментом регулирования денежной массы. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.
Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Целью такой политики является регулирование кредитных ресурсов коммерческих банков.
В интересах сохранения или восстановления равновесия в экономике ЦБ иногда навязывает свою политику остальным банкам. Суть ее заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и таким образом регулирует предложение денег на денежном рынке. При этом банки не могут отказаться от покупки предлагаемых ценных бумаг.
Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу и более эффективны в период повышения уровня инфляции.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России — установленный ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов.
Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На рис. 4.3 приведена принципиальная схема действия данного инструмента регулирования.

Рис. 4.3. Механизм кредитно-денежной политики

Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (обеспечение гарантий от полного разорения вкладчиков) и другие задачи. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 г. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
В настоящее время резервная норма в США составляет 12%. В России регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Регулирование процентных ставок — это изменение (политика) учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка. Учетная ставка — ставка процента, по которой ЦБ кредитует комбанки или скупает их ценные бумаги.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок.
Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.За 1992-2005 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз и в больших пределах: от 210% (октябрь 1993 г.) до 12% (декабрь 2005 г.).
Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем ликвидности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям по облигациям Банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

Инструменты денежно-кредитного регулирования

Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2002 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.

В связи с этим для управления ликвидностью Банк России намерен в предстоящем году развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.

В перспективе Банк России будет стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.

В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков будут применяться инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней — депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свода, ломбардные кредиты, а также внутри дневные кредиты и кредиты “овернант”. Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев, как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов в целях стерилизации — депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свода; в целях предоставления ликвидности — ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов — более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России — интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счете. Нефиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации — изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты. Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также подвержена мало предсказуемым внутригодовым и внутри месячным колебаниям, несвязанным с решениями Банка России.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы — от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие инструментыденежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

— Процентная политика Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

— Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

3.1 Обязательные резервы

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке.

Механизм действия этих резервов заключается в следующем:

· Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

· При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования).

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.[19]

Читать еще:  Виды остатков денежных средств

3.2 Процентная политика Центрального банка

Процентная политика Центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирования займов коммерческими банками и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежною политику или ее ужесточить. Он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.[20]

3.3 Валютное регулирование

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовым внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономические и политические ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютных курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

3.4. Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.[21]

Заключение

Все инструменты денежно-кредитной политики разобраны. Анализ денежно- кредитной политики показывает, что кредитно-денежная система представляет собой сложную структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

Его основные задачи состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность, Центральные банки выполняют целый ряд функций.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента — все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Несмотря на все сложности в прошлом, развитие современной кредитной системы России на современном этапе характеризуется относительной стабильностью. Основное место в структуре современной кредитной системы занимают банки. Небанковские кредитные организации представлены крайне малочисленной группой; кроме того, в большинстве своем они занимаются банковскими операциями.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме­нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой централь­ным банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов – необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе нега­тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа­ты.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях экономического роста, который на протяжении как минимум полутора-двух десятков лет должен носить устойчивый характер.

Таким образом, денежно-кредитная политика — один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение, а через его посредство — на реальный нацио­нальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 07.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Читать еще:  Отвлеченные денежные средства

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Различаютметоды и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики —это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики —это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

1. Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;

2. Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;

3. Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;

4. Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;

5. Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

Ø по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия –напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

1. Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;

2. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;

3. Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;

4. Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок;

5. Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;

6. Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

7. Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

1. Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. Операции на «открытом рынке» – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);

3. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

4. Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

5. Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Ø по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К административным методам денежно-кредитной политики относятся:

1. лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

2. ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

3. селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

4. портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

5. валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночныеметоды регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

1. нормативные методы, осуществляемые путём использования таких инструментов, как: отчисления в фонд обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пере­смотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вво­димых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;

2. корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на откры­том рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным бан­ком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодично­стью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

Ø по форме воздействия: общие и селективные;

Общиеметоды являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективныеметоды регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Ø по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественныеинструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

Ø по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочнымицелями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

Ø по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

— гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента

— возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции

— соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране.

Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

— процентные ставки по операциям центрального банка;

— операции банков на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Читать еще:  Методы регулирования денежного обращения

Инструменты денежно-кредитного регулирования

Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2002 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.

В связи с этим для управления ликвидностью Банк России намерен в предстоящем году развивать все типы инструментов стерилизации и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.

В перспективе Банк России будет стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.

В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков будут применяться инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней — депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свода, ломбардные кредиты, а также внутри дневные кредиты и кредиты “овернант”. Среднесрочные инструменты могут быть использованы для периодов от 2 недель до 3 месяцев, как на фиксированных условиях, так и на условиях аукциона. Банк России рассматривает возможность использования на этот срок следующих инструментов в целях стерилизации — депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свода; в целях предоставления ликвидности — ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО. Срок использования долгосрочных инструментов — более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России — интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счете. Нефиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации — изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты. Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также подвержена мало предсказуемым внутригодовым и внутри месячным колебаниям, несвязанным с решениями Банка России.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы — от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие инструментыденежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

— Процентная политика Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

— Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

3.1 Обязательные резервы

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке.

Механизм действия этих резервов заключается в следующем:

· Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

· При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования).

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.[19]

3.2 Процентная политика Центрального банка

Процентная политика Центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирования займов коммерческими банками и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежною политику или ее ужесточить. Он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.[20]

3.3 Валютное регулирование

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовым внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономические и политические ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютных курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

3.4. Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.[21]

Заключение

Все инструменты денежно-кредитной политики разобраны. Анализ денежно- кредитной политики показывает, что кредитно-денежная система представляет собой сложную структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

Его основные задачи состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность, Центральные банки выполняют целый ряд функций.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента — все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Несмотря на все сложности в прошлом, развитие современной кредитной системы России на современном этапе характеризуется относительной стабильностью. Основное место в структуре современной кредитной системы занимают банки. Небанковские кредитные организации представлены крайне малочисленной группой; кроме того, в большинстве своем они занимаются банковскими операциями.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме­нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой централь­ным банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов – необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе нега­тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа­ты.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях экономического роста, который на протяжении как минимум полутора-двух десятков лет должен носить устойчивый характер.

Таким образом, денежно-кредитная политика — один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение, а через его посредство — на реальный нацио­нальный продукт, занятость и индекс цен.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector