Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация и регулирование денежного обращения

Discovered

О финансах и не только…

Регулирование денежного обращения

Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.

В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:

С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

В случае необходимости увеличения объемов денежной массы в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.

Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.

Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.

Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.

Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с облигациями внутреннего государственного займа, приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.

В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. Национальный банк в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.

На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.

Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения (кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, СИТ-компании и тому подобное.

Организация и регулирование денежного обращения

Процесс производства и обращения материальных ценностей обусловливает кругооборот стоимости, смену её форм. Обязательной стадией этого кругооборота является денежное обращение — движение денег в связи с реализацией товаров, оплатой услуг, работ и совершением розничных платежей. Использование функций денег (средств обращения и платежа) при обслуживании процесса товарного обращения, распределения, перераспределения валового национального продукта формирует денежный оборот — совокупность всех потоков (каналов) движения денег.

Основные принципы денежного оборота — это основополагаю­щие положения при его организации:

·большая часть денежного оборота осуществляется через банки;

·организации и физические лица, как правило, самостоятельно выби­рают банк для расчетно-кассового обслуживания;

·все организации обязаны хранить денежные средства на сче­тах в банках. Установлен единый и обязательный порядок открытия банками всех видов счетов;

·регулирование порядка ведения счетов и осуществления расчетов и платежей;

·разграничение по экономическому признаку сфе­ры обращения наличных денег и сферы безналичного оборота;

·выполнение центральным банком роли эмиссион­ного, кассового, расчетного центра страны.

При возрастании потребности экономики республики в деньгах в связи с расширением производства, ростом национального продукта и по другим причинам возникает необходимость денежной эмиссии. Под эмиссионной деятель­ностью центрального банка в широком (полном) смысле подразумевается пополнение денежного обращения всеми видами денежных средств, обеспе­чивающее увеличение денежной массы.

Первичным эмитентом денег в Республике Беларусь во всех их формах является Национальный банк, обладающий исклю­чительным правом эмиссии денег, закрепленным за ним Конституцией и Банковским кодексом Республики Беларусь.

Читать еще:  Инкассация денежных средств инструкция

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег – белорусского рубля. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения. Объемы совокупной эмиссии денег устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Эмитированные Национальным банком деньги зачисляются на соответствующие счета: корреспондентские счета коммерче­ских банков, Главного государственного казначейства Минис­терства финансов Республики Беларусь, его территориальных органов или местных бюджетов. В дальнейшем эти денежные средства либо остаются в обращении и используются для плате­жей как безналичные, либо трансформируются в наличные деньги.

Коммерческие банки, получив от центрального дополни­тельные денежные ресурсы, могут предоставлять своим клиен­там кредиты для оплаты счетов их партнеров, обслуживаемых другими банками, у которых, в свою очередь, образуются сво­бодные ресурсы и появляется право на выдачу новых кредитов, т.е. на создание тем самым новых депозитов. Возрастание денежной массы на депозитных счетах в ре­зультате совершения кредитных операций отражает участие коммерческих банков в безналичной денежной эмиссии. Одна­ко кредитная, а, следовательно, и эмиссионная деятельность коммерческих банков ограничена количеством собственных и привлеченных средств. Кроме того, ограничителем является необходимость держать часть денег на счете обязательных ре­зервов в центральном банке.

Национальный банк, воздействуя с помощью различных эко­номических нормативов на величину свободного резерва, может влиять и на размер депозитной эмиссии, осущест­вляемой коммерческими банками, и благодаря этому регулиро­вать общее количество денег в совокупном денежном обраще­нии. Коммерческие банки, желая снизить возможные риски, не все свободные резервы направляют на новые кредиты, чем также сдерживают депозитную эмиссию.

На Нацбанк как эмиссионный центр государства возложе­на задача организации наличного денежного обращения, включая изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных зна­ков, и предоставлены соответствующие права. Он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие харак­теристики белорусского рубля и обеспечивает печатание бан­кнот, чеканку монет, их транспортировку и хранение.

Изготовление денежных знаков и обеспечение ими участни­ков хозяйственного оборота представляет собой сложный про­цесс и включает в себя определение уровня потребности в новых денежных знаках; печатание банкнот и чеканка монет, установление средств защиты банкнот от подделки; организация хранения неэмитированных банкнот и мо­нет; непосредственный выпуск денег в обращение.

Оценка перспектив развития наличного денежного оборота во многом зависит от прогнозирования оборота наличных денег, проходящего через банки. Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным бан­ком Республики Беларусь. Для этого используются данные прогноза основных направлений социаль­но-экономического развития, данные кассовых оборо­тов банков, а также оценочные показатели ожидаемых кассовых оборотов за период, предшествующий про­гнозируемому. При этом Национальный банк привле­кает дополнительные данные: прогнозные расчеты роз­ничного товарооборота, включая общественное пита­ние, объем платных услуг (наличными), данные орга­нов связи, страхования, статистики, Министерства фи­нансов, налоговых органов и других, имеющих отно­шение к формированию наличного денежного оборота в стране. В результате определяется эмиссионный ре­зультат — определение изъятия денег из оборота, если ожидаемые поступления наличных денег превысят выплаты из касс, или дополнительный выпуск налич­ных денег, если ожидаемые поступления ниже ожидае­мых выплат наличных денег. При этом результаты оп­ределяются по стране в целом и по отдельным террито­риям.

Прием, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляются в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым операциям в Национальном банке Республики Бела­русь, порядком ведения кассовых операций, в порядке расчетов наличными денежными средствами, правила­ми организации наличного денежного оборота. Этими правилами в банках регулируются:

·порядок создания кассовых узлов; их проектиро­вание, техническая укреплённость; обо­рудование рабочих мест кассовых работников в банке; создание касс и т.д.;

·правила совершения кассовых операций с налич­ной национальной валютой; порядок приема и выдачи наличных денег; работа приходной, расходной, вечер­ней касс; подкрепление операционной кассы; порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовых центров; порядок работы с денеж­ной наличностью при использовании банкоматов;

·внутрикассовый оборот и обработка денежной на­личности; порядок ведения кассовой книги, правила оформления кассовых документов; формирование па­пок с документами; организация работы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных зна­ков, работы с фальшивыми и сомнительными банкно­тами); организация работы кассы пересчета, передача ценностей между кассовыми работниками; определе­ние подлинности и платежности денежных билетов;

·правила инкассации денежной выручки и пере­возки ценностей предприятиями связи, перевозка цен­ностей службой инкассации банков;

·обеспечение сохранности ценностей; их хранение, ревизия, ответственность лиц, работающих с ценностя­ми; прием ценностей на хранение;

·правила совершения кассовых операций с налич­ной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте; порядок приема и передачи ва­лютных ценностей кассами банка; порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей; реви­зия валютных ценностей; порядок работы обменных пунктов и др.

В организации, обслуживании и регулировании денежного обращения в республике главная роль принадлежит Национальному банку. В этом процессе реша­ются важные экономические задачи:

·определение общего объема денежного оборота, его структуры;

·направление и регулирование денежных потоков;

·размещение денежной массы по территории страны;

·определение нахо­дящейся в обращении массы денег в наличной и безналичной формах, величины денежных агрегатов;

·уровень инкассации выручки, другие методы мо­билизации банками наличных денег;

·расчет эмиссионного результата за (на) опреде­ленный период и др.

Регулирование денежного обращения в РФ

Денежное обращения – это совокупность оборота денежных средств совершаемых в наличной и безналичной денежной форме. Денежная масса в свою очередь представляет собой совокупность наличных денежных средств в обороте. Причем количество наличных денег должно равняться товарам и услугам. Если денег больше, то начинается инфляция, если же их меньше, то товары не реализуются. Идеальным будет состояние, когда деньги примерно будут равняться товарам и услугам.

Денежная система — это форма организации денежного обра­щения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исто­рически и закрепленная законодательством. Первым и основным элементом денежной системы РФ явля­ется официальная денежная единица, т.е. установленная право­выми нормами система денежных знаков, применяемых в госу­дарстве. Официальной денежной единицей РФ является рубль (банковские билеты и металлическая монета). Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация, их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются ис­ключительно Банком России. Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.

Читать еще:  Характеристика денежной системы россии

Денежное обращение подлежит правовому регулированию постольку, поскольку государству необходимо решать две важнейшие задачи: обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и приемлемое соотношение между денежными доходами населения и стоимостью товаров и услуг на внутреннем рынке.

Правовую базу денежного обращения Российской Федерации образует комплекс норм конституционного, гражданского, финансового и уголовного права. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации, денежной единицей в государстве является рубль.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Денежные реформы проводятся с использованием таких ме­тодов, как:

· нуллификация — объявление об аннулировании сильно обесценившейся национальной денежной единицы и введение новой валюты;

· реставрация — восстановление прежнего золотого содер­жания денежной единицы; теперь этот метод носит название ревальвация — повышение официального валютного курса к иностранной валюте;

· девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а в настоящее время — официального валютного кур­са к иностранной валюте;

· деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупне­ние масштаба цен.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Эмиссия денежных средств.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. вы­пуска в обращение.Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Центральным Банком. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежден­ные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Налично-денежное обращение (НДО) — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, раз­менной монетой и бумажными деньгами (казначейскими деньга­ми). В промышленно развитых странах банковские билеты, выпус­каемые центральными банками, составляют подавляющую часть НДО. И лишь незначительная часть выпуска денег (10%) идет на казначейские билеты и монеты, эмитируемые казначейством.

Расчеты между физическими лицами, физическими и юриди­ческими лицами в РФ не ограничиваются. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подлежат ограничению – 100.000 руб. Ограничение по расчетам наличными деньгами распространяется на сделки между юридическими лицами, между индивидуальными предпринимателями, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкасса­ции наличных денег для кредитных организаций; установле­ние признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; оп­ределение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Безналичное обращение (БНО) — это изменение остатков де­нежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек и других расчетных докумен­тов, принятых в банковской практике. На него в промышленно развитых странах приходится более 90%.

Безналичные расчетыпредставляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Легче регулировать безналичные деньги, так как они виртуальны, находятся на счетах и ничем не обеспечены. К основным источ­никам правового регулирования безналичного денежного обраще­ния относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Централь­ном банке Российской Федерации».

Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами. Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Банком России.

Расчеты в безналичной форме осуществляются, как правило, перечислением средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации (банке). Законодательство допускает осуществление безналичных расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетами по инкассо, а также в иных формах, установленных законом, в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ГК, ст. 862).

В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Феде­рации. Производятся безналичные расчеты между юридическими ли­цами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации, в кото­рых открыты соответствующие счета. Межбан­ковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осу­ществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществля­ются на основе межбанковских соглашений по корреспондент­ским счетам банков.

Читать еще:  Денежная масса сша 2020

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 207 ;

Правовое регулирование наличного денежного обращения в РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Рос­сийской Федерации отнесено «установление правовых основ едино­го рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регули­рование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закрепле­но, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование де­нежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного об­ращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политиче­ской ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является техни­ческой операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к боль­шему количеству рублей в старых знаках.

В процессе осуществления деноминации не затрагиваются эко­номические основы государства, а происходит сокращение денеж­ной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприя­тий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государст­вом в лице центральных (национальных) банков. В Российской Фе­дерации субъектами, организующими данный вид денежного обра­щения в соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», являются

  • Банк России,
  • его территориальные учреждения, а также
  • система РКЦ.

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдают­ся юридическим и физическим лицам.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  • определение порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с законодательством деятельность по организа­ции и управлению наличным денежным обращением осуществляет­ся в централизованном порядке ЦБ РФ.

Правовое регулирование наличного денежного обращения

Понятие денежного обращения

Денежное обращение – это процесс постоянного оборота денег, как в наличной, так и в безналичной форме.

Денежная система основана на таких элементах:

  1. Официальная денежная единица.
  2. Основные виды денежных знаков государства.
  3. Порядок проведения выпуска новой денежной массы.
  4. Формы государственного регулирования денежного обращения.
  5. Порядок организации денежного обращения.
  6. Порядок формирования валютного курса.
  7. Формирование цен.

Государственная денежная единица – это установленный государством денежный знак, который считается средством платежа на всей территории государства.

Эмиссия – это установленный законом порядок выпуска и изъятия денег из обращения. Эмиссия может осуществляться банком или казначейством.

Порядок формирования курса национальной валюты основан на соотношении цены национальной валюты к цене других иностранных валют.

Основы правового регулирования денежного обращения

Правовое регулирование денежного обращения – это совокупность правовых норм и методов, которые обеспечивают эффективное и безопасное денежное обращение государства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными задачами правового регулирования являются:

  • Четкое разграничение полномочий между Президентом и исполнительной властью.
  • Поддержка необходимого темпа роста денежной массы и соотношение наличного и безналичного денежного обращения.
  • Обеспечение всеми необходимыми инструментами, для эффективного регулирования денежного обращения, на уровне государственных органах.

Указание Центрального банка РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-у «Об осуществлении наличных расчетов» является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок наличного денежного обращения.

Нормами административного кодекса установлена ответственность за нарушение порядка регулирования кассовых операций на всех предприятиях.

Уголовным кодексом предусмотрен ответственность за изготовление и сбыт фальшивых денег или ценных бумаг. Также предусмотрена ответственность за злоупотребления выпуска ценных бумаг.

Немаловажную роль в регулировании денежной системы, играют нормы банковского права. Именно они обеспечивают финансово-техническую поддержку своих клиентов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Банки Российской Федерации осуществляют регулирование и контроль над денежным оборотом, путем определения единых нормативов, которые касаются непосредственно наличного обращения денег. Так же проводят учетную политику операций с ценными бумагами, определяют резерв денег.

Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств, определяются между руководителями банка и предприятия. В данном случае необходимо учитывать скорость обращения наличных средств и необходимость их поступления в банковское учреждение.

В кассах предприятий могут храниться наличные средства в пределах установленного лимита. Лимит остатка наличных средств определяется один раз в год. Необходимо отметить, что сумма лимита может меняться в индивидуальном порядке в течение года.

Функции Центрального банка РФ в сфере наличного денежного обращения:

  1. Обеспечить стабильность национальной валюты.
  2. Разрабатывать и осуществлять единую денежную политику в области наличного обращения.
  3. Осуществлять эмиссию.

Центральный банк РФ определяет порядок введения кассовых операций, занимается выпуском монет и банкнот, определяет условия хранения денежных средств, регламентирует порядок изъятия денежных знаков.

Деньги являются основным орудием платежа за приобретенный товар. Денежная система – это форма денежного обращения, то есть непрерывного процесса движения денег. Данный факт закреплен на законодательном уровне.

Платежи могут осуществляться как в наличной форме, так и безналичной форме.

Кассовые операции – это совокупность процедур, которые направлены на осуществление операций по приемке, хранению и выдаче наличных средств.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector