Finkurier.ru

Журнал про Деньги
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обеспечение контракта путем внесения денежных средств

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Как получить помощь в предоставлении финансового обеспечения госконтракта?

Рассказать о том, каким образом при работе с госзаказом можно обеспечить своевременное привлечение банковского финансирования на выгодных условиях, мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Когда победителю госконкурса требуется профинансировать исполнение контракта, он может сделать это, не изымая собственные средства из оборота. Удобным выходом станет обращение в банк либо за получением тендерного кредита, либо за оформлением банковской гарантии. Необходимо помнить, что во втором случае это должен быть банк, входящий в Реестр Минфина России и, соответственно, имеющий право выдавать такого рода гарантийные обязательства. На сегодняшний день в данном реестре находится около 200 банков, предложения которых значительно отличаются, как, впрочем, и их требования, выдвигаемые к заемщикам. Поэтому, если хочется получить наилучшие условия, необходимо провести всесторонний тщательный анализ.

Так, КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Понимая, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы в указанные сроки, мы либо подбираем наилучшие условия, либо в целом осуществляем помощь в получении банковского продукта. Иными словами, мы можем содействовать в получении кредита или оформлении банковской гарантии на конкурентных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Залогом положительного решения банка по составленному нашими экспертами заявлению является глубокая предварительная подготовка. Она включает работу по скринингу компании-заемщика, который проводится на основании финансовой отчетности. В итоге мы подбираем банк, структурируем сделку и согласовываем условия. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за более чем 20-летний срок работы в данной сфере у КСК групп сложились доверительные партнерские отношения со значительным количеством крупных банков, с руководством которых мы напрямую обсуждаем условия предстоящей сделки.

Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда имеют приоритетное рассмотрение, а положительное решение будет получено в максимально короткие сроки — как правило, в течение суток. В любом случае мы всегда укладываемся в те временные рамки, которые были обозначены.

Помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита, КСК групп способна помочь в решении ряда других задач в области привлечения финансирования: при помощи факторинга, кредита в банках на официальных лиц, прямых инвестиций».

Р. S. Ознакомиться с подробным перечнем услуг КСК групп, списком кейсов, отзывами клиентов можно на сайте компании. Там же можно заказать звонок по телефону и получить бесплатную первичную консультацию. При этом менеджеры пояснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта

Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ [1] при проведении конкурсов и аукционов заказчик в обязательном порядке устанавливает требование к обеспечению заявок. Кроме того, заказчик может установить требование обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ). Участники закупки, с которыми заключаются (планируется заключить) контракты, в свою очередь, обязаны предоставить установленное заказчиком обеспечение. О способах обеспечения заявок (исполнения контракта), размерах обеспечения и правилах учета заказчиком поступивших сумм обеспечения расскажем в данной статье.

Читать еще:  Принятые денежные обязательства проводки

Требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относятся ко всем участникам закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, также должны выполняться всеми участниками закупки (в том числе бюджетными и автономными учреждениями), за исключением казенных учреждений, на которых такое требование не распространяется на основании пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.05.2014 № Д28и-801).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением случаев, для которых Федеральным законом № 44‑ФЗ установлен только один способ обеспечения (п. 1 ст. 44,п. 3 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Внесение денежных средств в качестве обеспечения

Обеспечение заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе может быть предоставлено участником закупки либо путем внесения денежных средств либо банковской гарантией.

При проведении электронного аукциона внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (исполнителя) осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • внесение денежных средств осуществляется непосредственно в момент подачи такой заявки. Указанные средства перечисляются участником закупки на счет оператора электронной площадки в банке, на котором открываются лицевые счета для участников электронных аукционов (п. 8, 9 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ);
  • в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки блокирует операции по лицевому счету, открытому для данного участника закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки. Таким образом, поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17, 18 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ).

При проведении конкурса или закрытого аукциона участник закупки обязан перечислить денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие, на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (то есть на счет заказчика). Такие средства должны поступить на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки поданных заявок. Кроме того, при подаче заявки в ее составе участник закупки должен представить документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (п. 5 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), должны быть возвращены на счет участника закупки при проведении конкурса (закрытого аукциона) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонения заявки участника закупки;
  • отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9, 10 ст. 31 Федерального закона №44‑ФЗ;
  • получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона – получения оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

Обязанности по возврату (прекращению блокирования) внесенных участником закупки сумм обеспечения возлагаются на заказчиков (при проведении конкурса или закрытого аукциона) или на операторов электронной площадки (при проведении электронного аукциона). В случае просрочки исполнения таких обязательств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней (п. 29 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ).

В соответствии с п. 14 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., – 1% начальной (максимальной) цены контракта.

В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (п. 15 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Общие положения по обеспечению исполнения контракта путем внесения денежных средств. В соответствии с п. 3, 4 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта путем внесения денежных средств участник закупки, с которым заключается контракт, обязан внести указанные средства на счет заказчика.

Денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть внесены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в срок, установленный для заключения контракта. То есть контракт в данном случае будет заключен только после поступления на счет заказчика соответствующего обеспечения (п. 4, 5 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Отметим, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

В случае установления в документации о закупке требований об обеспечении исполнения контракта, в него включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения (п. 27 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ). Учитывая то, что основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, как правило, возврат обеспечения заказчиком осуществляется после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Бухгалтерский учет денежных средств, поступивших от участника закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта). Исходя из вышеизложенного денежные средства, вносимые участником закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта), перечисляются на счет заказчика (за исключением случая проведения электронного аукциона). При этом после заключения контракта (исполнения контракта) такие средства заказчик обязан возвратить назад. Иными словами, в распоряжении заказчика указанные средства находятся временно.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете денежных средств, поступивших от участника закупки в счет обеспечения заявки (исполнения контракта), в 19 – 23 разрядах номера счетов используется код 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [2] ).

Согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату, предназначен счет 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

Следует отметить, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контракта, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не учитываются (Письмо Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342).

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) разместило извещение о проведении конкурса на осуществление ремонтных работ. Конкурсной документацией установлено требование об обеспечении заявки на участие в таком конкурсе. Размер обеспечения составляет 30 000 руб. (цифры условные).

Указанная сумма поступила на лицевой счет бюджетного учреждения от организации, которая впоследствии была признана победителем и с которой заключен контракт. После заключения контракта учреждением осуществлен возврат суммы обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Обеспечение тендера

Что такое обеспечение тендера?

Обеспечение заявки поставщика на участие в закупке представляет собой «страховку» для заказчика: если победитель закупки уклоняется от подписания контракта или предлагает поставить продукцию на худших условиях по сравнению с требованиями закупочной документации и своим собственным предложением, то заказчик удерживает с такого поставщика определённую сумму.

Обеспечение участия в тендере активно используют коммерческие поставщики, а для государственных заказчиков при проведении конкурса или аукциона установление требования об обеспечении заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Размер обеспечения заявки должен составлять 0,5% — 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если начальная цена контракта не превышает 3 000 000 рублей, 1% начальной цены (ч. 14 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций максимальный размер обеспечения заявки снижен до 2% от начальной цены контракта.

Обеспечение заявки на участие в тендере является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать на его лицевом счёте средства в размере обеспечения исполнения заявки (ч. 17 ст. 44 Закона «О контрактной системе»). Если денег на счёте участника нет, то его участие в электронном аукционе невозможно, а оператор электронной площадки автоматически возвращает ему его аукционную заявку (ч. 16 и ч. 18 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Читать еще:  Денежный этап приватизации в россии

Деньги на счёте по общему правилу блокируются до тех пор, пока у участника аукциона сохраняется возможность стать его победителем, дабы внесённые средства служили гарантией заключения им договора, если он будет объявлен победителем. Когда участник аукциона выбывает из дальнейшей борьбы или победитель аукциона подписывает контракт, то его деньги на счёте разблокируются и он может снять их со счёта.

Аналогичные правила установлены и для других способов закупки, только в этом случае средства не разблокируются, а возвращаются на счёт поставщика, и не со счёта ЭТП, а со счёта заказчика. Если способом обеспечения была банковская гарантия, то она не возвращается, но и взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона «О контрактной ситсеме»).

Обеспечение контракта в тендерах должно служить гарантией надлежащего обеспечения поставщиком своих договорных обязательств по уже подписанному контракту. Как и требование об обеспечении заявки, требование об обеспечении контракта отражается в закупочной документации.

Если требование об обеспечении заявки является обязательным лишь для конкурсов и аукционов, то условие об обеспечении исполнения контракта по общему правилу заказчик обязан включить в закупочную документацию независимо от способа закупки (ч. 1 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Исключения из этого требования допустимы лишь в прямо предусмотренных законодательством случаях — например, при закупке у единственного поставщика на сумму до 100 000 рублей, при проведении запроса котировок на сумму до 500 000 рублей, при проведении запроса предложений для закупки изделий народных художественных промыслов или спортивного инвентаря для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, в некоторых других случаях проведения запроса предложений или закупки у единственного поставщика. Не требуется обеспечения контракта и от казённого предприятия — это касается ситуаций, когда оно является не госзаказчиком, а, наоборот, участником закупки.

В отличие от обеспечения заявки, способ которого определяется заказчиком, способ обеспечения контракта выбирается поставщиком.

Госконтракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Согласно позиции Минфина России, сформулированной в письме от 02.07.2014 № 02-02-07/32132, госзаказчик вправе предусмотреть в проекте контракта обеспечение гарантийного обязательства. Способ обеспечения такого обязательства определяется в соответствии с гл. 23 ГК РФ. Вместе с тем, по мнению Минфина России, заказчик не вправе отказаться от заключения контракта, если указанное обеспечение не было предоставлено. Это обусловлено тем, что в соответствии с буквальным толкованием ст. 96 Закона «О контрактной системе» её требованиями подразумевается необходимость обеспечивать исполнение только основного обязательства по контракту.

Повышенное обеспечение исполнение контракта установлено в ст. 37 Закона «О контрактной системе» в качестве базовой меры по борьбе с демпингом, который считается одним из наиболее распространённых злоупотреблений со стороны поставщика при проведении аукциона. Не застрахованы от демпинга и другие способы закупки. Очевидно, что как завышение цены не способствует рациональному расходованию бюджетных средств, так и её неоправданное снижение не позволяет закупить продукцию надлежащего качества.

Закупка с обеспечительным платежом. Как поставщику принять участие?

Для того, чтобы принять участие в такой закупке, поставщик должен перевести платеж на указанный организатором счет и только после этого подать свою заявку. Проигравшие участники получают свои средства обратно. Победитель получает их только после успешного подписания договора. Если он отказывается подписывать контракт на озвученных ранее условиях, то заказчик оставляет деньги себе.

Обеспечение может перечисляться на счет заказчика, но это влечет за собой значительные трудозатраты на учет и возврат денежных средств. Если торговая процедура проходит на электронной площадке, то ее организатор может воспользоваться онлайн-сервисом. Например, на площадке B2B-Center это реализовано так: средства поставщика поступают на специальный счет в системе, и вся работа с ними проходит автоматически.

Перечислением денежных средств поставщик гарантирует свои намерения исполнить обязательства в рамках своей заявки. Если он указывает недостоверные сведения о себе, отзывает предложение в процессе подведения итогов торговой процедуры или отказывается заключать договор на условиях, указанных в заявке, то деньги автоматически перечисляются организатору. Использование такого инструмента минимизирует возможные риски и мотивирует участников торгов выполнять заявленные обязательства.

При создании некоторых типов закупочных процедур на площадке B2B-Center требование по обеспечению заявки в виде платежа установлено по умолчанию. Организатору остается только указать параметры обеспечительного платежа: фиксированная сумма или процент от стоимости контракта, срок блокировки/разблокировки средств. Система позволяет выбрать из трех вариантов – 30, 60 или 90 дней.

Перед подачей предложения установленная сумма блокируется на счете поставщика в системе, после этого он может подать заявку на участие в процедуре. При подведении итогов процедуры средства всех участников, кроме победителя, будут автоматически разблокированы и сразу могут быть использованы для других платежей. Деньги победителя будут заблокированы до подписания договора с заказчиком, но не более срока, который организатор указывал при создании извещения. Если победитель уклоняется от исполнения обязательств, то денежные средства перечисляются на счет организатора.

Резервирование средств на площадке выгодно обеим сторонам. Организатору процедуры не надо учитывать эти платежи, а также тратить ресурсы на их возврат, как это происходит в случае перечисления денежных средств на счет организатора. Участники же могут заранее пополнять счета своих компаний в системе и не тратить время на оформление банковской гарантии. Сервис работает автоматически в рамках площадки, поэтому снижает трудозатраты и заказчиков, и поставщиков. Сейчас он доступен для аукционов, объявлений о продаже, запросов цен и запросов предложений, в будущем аналогичный функционал появится в других видах процедур.

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путём внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Для остальных способов закупки в качестве альтернативного способа обеспечения заявки предусмотрена банковская гарантия.

На B2B-Center вы можете получить банковскую гаранртию, не выходя из системы. Смотрите пошаговую видеоинструкцию.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии;
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.

Банковская гарантия: банки, которые имеют право выдавать БГ

Обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ: новый порядок применения

Произошли радикальные изменения, которые включают определение сроков возврата обеспечения по контракту, введение возможности устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам и внесение дополнительных требований к банковским гарантиям на гарантийные обязательства.

Общее правило заключается в том, что обеспечение в контрактной системе существует в двух формах, первая из которых — деньги, а вторая — банковские гарантии. Но выбор всегда остается за поставщиком. Он может либо перечислить средства в счет оплаты обеспечительного платежа, либо предоставить банковскую гарантию.

В некоторых ситуациях обеспечение по контрактам не устанавливается в силу их специфики. К ним относятся случаи, когда поставщик — казенное учреждение, объект закупки — предоставление кредита, контракт заключают унитарные предприятия на выдачу банковской гарантии.

Обеспечение по контрактам, как правило, не устанавливается на запросах котировок, хотя такое право у заказчика есть.

Привилегии для малого бизнеса

Стоит отметить, что сейчас работают особые условия для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Так, например, обеспечение не нужно, если закупка проводилась именно у СМП и победитель предоставил информацию о своей добросовестности (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), доказав, что за последние три года он выполнил госконтракты и муниципальные контракты без неустоек по схожей тематике и при схожих финансовых условиях.

Также существуют специальные условия расчета суммы обеспечения для малого бизнеса. В закупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик устанавливает от сформированной на торгах цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Пример расчета суммы обеспечения по специальным условиям

Аукцион 1 750 000 руб. с обеспечением контракта 10 %, то есть 175 000 руб. Победитель снижает цену до 1 200 000 руб., соответственно, обеспечение контракта составит не 175 000 руб., а 120 000 руб. (10 % от цены победителя).

Изменение способа обеспечения

Способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен. Это полезно, если победитель закупки не успевает оформить банковскую гарантию, вносит обеспечение в денежной форме и позже обменивает готовую гарантию на сумму обеспечения.

Обеспечение может быть уменьшено пропорционально исполненным обязательствам (нужно иметь подтверждение такого исполнения, и у такого поставщика не должно быть неустоек и нареканий).

Читать еще:  Подотчетные денежные средства это

Малому бизнесу обеспечение возвращают в течение 15 дней с даты исполнения обязательств, остальным — в течение 30 дней с даты исполнения обязательств.

Если в период исполнения контракта у банка, предоставившего банковскую гарантию поставщику, отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить новую банковскую гарантию или внести обеспечение деньгами.

Обеспечение гарантийных обязательств

Обеспечение гарантийных обязательств, наконец, отделено от обеспечения контракта. Заказчик вправе требовать такое обеспечение от поставщика.

Появление такой нормы не должно было стать неожиданностью — о том, что это произойдет, говорилось давно. Обязательной она является пока только для закрытых закупок, что касается всех остальных закупок, то все зависит от воли и желания заказчика.

Часто заказчики сталкиваются с проблемой, когда контракт исполнен вовремя, объект закупки поставлен, но затем он не обслуживается. Поскольку связаться с поставщиком возможности нет, нельзя отремонтировать объект закупки, если он вышел из строя. Теперь поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если это предусмотрено контрактом (Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 920).

Применяются такие же способы обеспечения, как и по контрактам: денежная сумма и банковская гарантия.

Поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств.

Если платеж внесен деньгами, при выполнении контракта и невыполнении гарантийных работ поставщик может потребовать вернуть ту часть обеспечения, что приходится на контракт. Та часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Спецусловия для банковской гарантии на гарантийные обязательства

В гарантии должно быть зафиксировано право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств.

Но у банка нет возможности тщательно проверить, что было нарушено и при каких условиях. Если гарантия предъявлена к оплате, банк должен погасить ее как можно быстрее.

Перечень документов, которые заказчик предоставляет банку вместе с гарантией, утвержден и прописан. Изменены правила ведения реестра банковских гарантий, так как гарантия на гарантийное обязательство помещается туда в кратчайшие сроки. Срок самой гарантии обычно превышает срок действия гарантийных обязательств хотя бы на месяц.

Банк обязательно размещает гарантию в реестре банковских гарантий уже на следующий день после ее выдачи.

Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту. Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта. Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для государственных контрактов предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов малого предпринимательства, требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться. Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии, которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа. Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector