Мобилизация денежных ресурсов
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Мобилизация — временно свободные денежные средство
Мобилизация временно свободных денежных средств и их инвестирование в различные виды расходов осуществляются в основном посредством обращения на рынке ценных бумаг. [1]
Мобилизация временно свободных денежных средств и их инвестирование в различные виды расходов осуществляются посредством обращения на фондовом рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги другому лицу переходят все удостоверяемые ею права. [2]
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращая их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают полученные денежные средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. [3]
Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг. [4]
В сферу банковского кредита входит мобилизация временно свободных денежных средств промышленных предприятий , предоставление ссуд предприятиям и их погашение. Банковский кредит обслуживает оборот основных и оборотных производственных фондов и фондов обращения. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. [5]
Кредит в социалистическом обществе обеспечивает мобилизацию временно свободных денежных средств предприятий , организаций, населения и планомерное их использование для осуществления расширенного социалистического воспроизводства. [6]
Основными функциями фондовой биржи являются: мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг; установление рыночной стоимости ценных бумаг; перелив капитала между компаниями, отраслями и сферами. [7]
В области кредитования функции банковской системы заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств в народном хозяйстве и сбережений населения; планомерном использовании и распределении их, а также свободных ресурсов государственного бюджета, между отраслями хозяйства, предприятиями и организациями в форме краткосрочных ссуд; восполнении временного недостатка денежных ресурсов у хозяйственных организаций в процессе кругооборота их средств. [8]
Кредит представляет систему регулируемых экономических отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и их использование для обеспечения расширенного воспроизводства. [9]
На рынке финансовых ресурсов проявляются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целей, инвестирования. [10]
Отдельное звено в государственных финансах отводится государственному кредиту, он представляет собой денежные отношения по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения в распоряжение государства для обеспечения финансирования его расходов. Так в целях привлечения временно свободных денежных средств предприятий и организаций для финансирования государственных в РБ осуществляется выпуск и размещение республиканских казначейских обязательств и республиканских налоговых обязательств. Эмиссия республиканских долговых обязательств способствует, с одной стороны, увеличению ресурсной базы республиканских государственных органов, с другой стороны, — созданию механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов и использования их внутри республики. [11]
Отдельное звено в государственных финансах отводится государственному кредиту, он представляет собой денежные отношения по поводу мобилизации временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения в распоряжение государства для обеспечения финансирования его рас-ходов. Так в целях привлечения временно свободных денежных средств предприятий и организаций для финансирования государственных в РБ осуществляется выпуск и размещение республиканских казначейских обязательств и республиканских налоговых обязательств. Эмиссия республиканских долговых обязательств способствует, с одной стороны, увеличению ресурсной базы республиканских государственных органов, с другой стороны, — созданию механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов и использования их внутри республики. [12]
Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг. [13]
БИРЖА ФОНДОВАЯ — организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Членами биржи выступают физические и юридические лица. Ключевыми функциями являются: мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг; установление их рыночной стоимости; перелив капитала между отраслями и сферами экономики. Обобщающим показателем движения курса ценных бумаг являются индексы акций. Наиболее известным в мировой экономике является индекс Доу-Джонса. После каждой биржевой сессии курсы ценных бумаг представляются в сводном документе — биржевом бюллетене, по которому можно судить 6 динамике как одной ценной бумаги, так и всей совокупности котируемых ценных бумаг. Существует и внебиржевой рынок ценных бумаг, где представлены игроки, чьи размеры не дотягивают до биржевых стандартов. [14]
Кредитные отношения в СССР функционируют на базе социалистических товарно-денежных отношений. При помощи кредита государство аккумулирует временно свободные денежные средства объединений, предприятий, организаций, бюджета, населения и планомерно использует их на возвратных началах для расширенного социалистического воспроизводства. При этом кредит выполняет функции мобилизации временно свободных денежных средств и перераспределения их на возвратных началах для нужд коммунистического строительства, замещения наличных денег и контроля рублем за хозяйственно-финансовой деятельностью и состоянием расчетной дисциплины. [15]
Общее по управлению
Формирование и мобилизация ресурсов
Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации, в особенности ее человеческого потенциала для осуществления стратегии.
Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации делу организации, в частности делу осуществления реализуемой стратегии. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководство должно стараться делать все, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личного дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.
Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Для этого высшее руководство должно привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Но не только. Важно устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведении для этого соответствующей подготовительной работы и изменений.
Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и, соответственно, эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, то отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень хорошо разработана. Поэтому для того, чтобы избежать провала на стадии выполнения стратегии, руководство должно организовать такое распределение финансовых ресурсов, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.
Для этого руководство должно установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций. Определены приоритеты в распределении денежных средств. Приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.
Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает наряду с эффективным распределением ресурсов также оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство должно не только знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, о возможностях и ограничениях на их использование, о стоимости капитала, но и делать все возможное для того, чтобы сохранять эти источники и обретать новые, если это необходимо для осуществления стратегии.
Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение бюджета, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.
Выполнение всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации. Как видно из этой главы, выполнение стратегии предполагает проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии. Эти две суперзадачи требуют от руководства организации не только ясного видения того, куда идет организация, но и умения повести ее в нужном направлении. Настоящий стратег проявляет себя в том, что он может в максимальной степени мобилизовать ресурсы организации и распределить их таким образом, чтобы их использование дало наибольший эффект. Для настоящего стратега характерно то, что он не только знает, что и как менять, но и может провести необходимые изменения. Наконец, настоящий стратег умеет взаимодействовать с членами организации таким образом, что они воспринимают его идеи и своим трудом проводят их в жизнь.
Мобилизация финансов: почти как в СССР
Российская власть формирует новый экономический курс, ориентированный на мобилизацию всех имеющихся под рукой ресурсов. Денежные потоки на триллионы рублей меняют направление.
Пенсионный ресурс
Cлово «мобилизация» прочно вошло в экономический лексикон еще полгода назад, до введения санкций ЕС и США. Термин вспомнил президент Владимир Путин. «Должна быть разработана и заявлена внятная политика по мобилизации всех имеющихся ресурсов для ускоренного роста», — сказал глава государства, обращаясь к правительству, администрации президента и Академии наук.
Главное отличие мобилизационных решений от обычного госрегулирования — использование неэкономических, принудительных методов воздействия на участников рынка.
Именно так это работает и в финансовой системе — главной опоре любой экономической мобилизации.
Принципиальное решение правительства продлить заморозку накопительной части пенсии еще на один год — одно из мобилизационных решений. По инициативе главы соцблока правительства Ольги Голодец бюджет сэкономит на трансфере в Пенсионный фонд 280 млрд рублей. Федеральный бюджет стал хронически дефицитным из-за роста оборонных и пенсионных расходов. Взять деньги на затыкание бюджетных дыр можно только с рынка или из резервов, которыми, по сути, и являются накопительные взносы в системе обязательного государственного страхования. По закону для балансирования бюджета ПФР предназначены не накопительные взносы граждан, а средства Фонда национального благосостояния объемом 3 трлн рублей, но ему уже нашли другое применение.
Около 1 трлн рублей из ФНБ потратят на реализацию инфраструктурных проектов: строительство трубопровода под газовый контракт с Китаем, железных дорог на Дальнем Востоке, Керченского моста и др.
Международные санкции подстегнут мобилизацию денежных ресурсов. Главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач оценил «санкционные» потери для российской экономики минимум в 1-1,5 трлн рублей до 2016 года. «Это означает практически полное инвестирование средств Фонда национального благосостояния и, возможно, мобилизацию других источников», — заявил он РБК. Деньги нужны на докапитализацию Внешэкономбанка и других банков с госучастием, финансирование ими программ импортозамещения, а также на замещение зарубежных займов.
«Есть несколько признаков того, что мы строим мобилизационную экономику, — замечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Государство берет на себя роль основного инвестора, принято решение распечатать Фонд национального благосостояния, тарифы на 2014 год частично заморожены, обсуждаются введение новых налогов и программы импортозамещения».
Банковский ресурс
Госбанки, столкнувшиеся со снижением притока средств клиентов, начали консолидировать ресурсы еще в конце 2013 года.
Мобилизация ресурсов отлично встраивается в систему российского госкапитализма.
Как это работает? Один из главных источников ликвидности для кредитных организаций — средства ЦБ, львиная доля которых достается государственным банкам. Пять госбанков — группа Внешэкономбанка, Сбербанк, группа ВТБ, группа Газпромбанка и Россельхозбанк — заняли у регулятора 4 трлн рублей, что составляет 75% всех денег, предоставленных Банком России.
Другой мобилизационный ресурс — зачистка банковского рынка. В результате массового отзыва банковских лицензий средства клиентов были перераспределены главным образом в пользу двух госбанков — Сбербанка и группы ВТБ. Они уже увеличили долю в общем объеме клиентских средств сразу на два процентных пункта, до 47,5%. Им достался почти 1 трлн рублей физических и юридических лиц из других банков.
Госбанки активно лоббируют реформу системы страхования вкладов, способную обеспечить дополнительный переток денег клиентов. На банковском форуме в Санкт-Петербурге председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что обсуждается отказ от страхования процентов по вкладам физлиц со ставкой на 2 процентных пункта выше среднерыночной.
Одновременно власти возрождают элементы института уполномоченных банков, существовавшего в СССР.
Месяц назад правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому стратегические компании должны держать средства только в госбанках или в банках с капиталом не ниже 10 млрд рублей. Число таких банков не превысит 100 кредитных организаций.
С июля банкам ограничили доступ к пенсионным накоплениям — их смогут размещать на своих депозитах 35 крупнейших банков. Другое ограничение касается сопровождения крупных контрактов по госзакупкам — работать с ними смогут около 300 банков с капиталом свыше 1 млрд рублей.
Ограничения законодательно закрепляют систему неполной конкуренции на банковском рынке. Фактически поставлена точка в давней дискуссии банкиров и чиновников о том, сколько банков нужно экономике: 300 крупных или 1000. Банков может быть сколько угодно, но ресурсы распределят только в узком кругу.
«Государство усиливает влияние во всех сферах экономики, и, естественно, будет усиливаться тенденция по концентрации средств в госбанках», — говорит эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко. Главная проблема, предупреждает он, в том, что люди, управляющие госбанками, превращаются в чиновников, выполняющих волю государства, и эффективность использования ресурсов под государственные гарантии для них отходит на второй план.