Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы государственного регулирования обращения денег

Методы государственного регулирования обращения денег

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов. [c.176]

Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег. Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. О них вспоминают, как правило, только в периоды тяжелых финансовых потрясений, когда возникает паника на рынках, резко проявляются инфляционные ожидания, т. е. предчувствие негативных изменений в денежном обращении. [c.177]

Косвенные экономические методы государственного регулирования предполагают использование в качестве инструментов воздействия на экономику государственного бюджета и массы денег в обращении. Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кре- [c.261]

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость. Механизм этого воздействия, принципы и методы государственного регулирования денежного обращения — предмет изучения данной темы. [c.304]

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. [c.175]

Монетаристы отрицают кейнсианские методы экономического регулирования. Они отвергают комплекс бюджетных мероприятий (изменение налоговых ставок и расходов в рамках фискальной политики государства) по причине их малой эффективности. Без регулирующих мер, связанных с выпуском денег в обращение для покрытия бюджетных дефицитов, государственное вмешательство в экономику, по их мнению, оказывается неэффективным. При изменении денежной массы в обращении монетаристы предлагают особую процедуру эмиссии денег — так называемое правило постоянных темпов роста денежной массы. Оно служит главным фактором изменения конъюнктуры рынка. Представители чикагской школы считают, что необходимо увеличивать количество денег в обращении равномерно и постоянно на 3—5% в год. Причем делать это необходимо независимо от состояния конъюнктуры и фаз цикла воспроизводства. [c.25]

Рассматривая инструменты регулирования денежной массы в обращении, следует заметить, что их следует применять с большой осторожностью. Хозяйство рыночного типа предъявляет жесткие требования к формам и методам государственного вмешательства в экономику, в том числе и в сферу денежного обращения. Если государство командными приемами будет заставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определенный процент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег. Сбережения неминуемо будут перемещаться в теневую экономику, где будут процветать подпольное ростовщичество и спекуляция валютой. Деньги, выталкиваемые из официальной экономики, будут находиться вне поля зрения государства. Регулировать денежное обращение в этих условиях будет весьма трудно, что чревато непредсказуемыми вспышками инфляции. [c.177]

Алле М. (р. 1911) — французский экономист, лауреат Нобелевской премии (1988) за новаторский вклад в теорию рынка и эффективного использования ресурсов . Внес вклад в фундаментальный экономический анализ в следующих областях — в теорию общего экономического равновесия, максимальной эффективности и основ экономического расчета в теорию межвременных процессов и максимальной эффективности капитала, в теорию, денег, кредита и динамики денежного обращения. Выводы по теории рыночного равновесия нашли практическое применение в индикативном планировании во Франции. В государственном секторе осуществлен переход от экономических методов прямого регулирования к методам ценовой политики. На русский язык переведена одна работа Экономика как наука (1995), содержащая его краткую биографию и библиографию его работ, что позволяет составить представление о глубоком, разностороннем и оригинальном его вкладе в развитие современной экономической мысли. [c.3]

Центральный банк РФ — главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Конституция РФ поручает ему функции денежной эмиссии (ч. ст.75 Конституции РФ), защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч.2 ст.75 Конституции РФ), которые он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) его исключительная прерогатива — эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ. Он обеспечивает, в том числе покупательную способность и устойчивость курса рубля по отношению к иностранным валютам, а также физическую защиту выпускаемых в обращение денег (банкнот и монет), всех выпускаемых им ценных бумаг от подделок. К основным задачам Банка России относятся регулирование денежного обращения, единая федеральная кредитно-денежная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др. В этих целях им применяются прежде всего такие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики как процентные ставки по операциям Банка России нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) операции на открытом рынке рефинансирование банков валютное регулирование установление ориентиров роста денежной массы [c.32]

Предыдущий анализ позволяет разобраться в методах регулировании занятости и цен. Так, достижение полной занятости связано с необходимостью увеличения объема совокупного спроса, а значит, и национального дохода. Эта цель может быть достигнута двумя путями. Во-первых, за счет роста инвестиций, потребления и снижения налогов, что связано с фискальной стратегией, заключающейся в изменении доходов или расходов государственного бюджета. Во-вторых, за счет увеличения количества денег в обращении, поскольку сокращение процентной ставки вызывает рост инвестиций и через мультипликационный эффект увеличивает доходы и занятость. [c.158]

Методы регулирования денежного обращения Комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития [c.45]

Вопрос 17.Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Закон денежного обращения — обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления — превышение производства над потреблением.

Одним из важнейших количественных показателей движения денег является обьем денежной массы. Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи между физическими и юридическими лицами, а также государством.

Уход золотых денег вначале из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Золотые деньги полностью исчезли из обращения, а господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной форме.

Такой закон был открыт. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

где:

Д — количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц — сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В — сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П — сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП — сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. — скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объём продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда , тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

v — скорость обращения;

Q — количество товаров;

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

Количество денег определяется государством исходя из потребности товарного оборота и государства.

Скорость оборота денег представляет собой время движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

Скорость оборота денег (С) определяется по формуле:

;

где ВНП — валовой национальный продукт;

Оборачиваемость денег в платежном обороте (Д) определяется отношением:

;

где n- количество счетов в банках;

Дi— сумма денег на i -ом банковском счете;

Вд— среднегодовая величина денежной массы в обращении.

Читать еще:  Количество денег в обращении возрастает если

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы (монетарные), то есть структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег). Кроме общих факторов скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Денежная масса— совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в де­нежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат. Несмотря на аналогичное обозначение денежных агрегатов во всех странах, их качественный состав различен.

Денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства.

В нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не рассчитывались и не использовались. Это обосновывалось постулатами марксисткой экономические науки, в соответствии с которыми объединение квази-денег и наличных денег недопустимо, ибо смешиваются совершенно разные категории — деньги, ценные бумаги, кредит. В настоящее время в России рассчитываются следующие денежные агрегаты:

М— наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций.

М1= М + средства на расчетных счетах предприятий и организаций + депозиты населения предприятий до востребования в коммерческих банках.

М2 = М1 + срочные депозиты.

М3 = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма.

Регулирование денежно-кредитной системы (методы государственного регулирования денежного оборота) осуществляется Центральным банком. В процессе денежно-кредитного регулирования экономики происходит изменение денежной базы как исходное звено (начальный этап) мультипликации денег. Посредством этого изменения Центральный банк задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии (эмиссии безналичных денег) – при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию этих денег) – при сокращении денежной базы. В соответствии сост. 25 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями), основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) Процентные ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3) Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) Рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

5) Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

8) Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

6.3. Методы государственного регулирования обращения денег

/»понятие методов государственного регулирования обращения денег.

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой.

В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда. В соответствии с классификацией объектов выделяются следующие составные элементы экономической политики государства: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышленная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая политика.

Реализация определенного вида политики связана с разработкой методов управления объектом, его регулирования.’Меотод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно- кредитной политики государства, в целом подразделяются на прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой непосредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индика- тивными.

С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения. Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация проявляется через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. )

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Организационно-распорядительные методы включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» И др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Законодательные акты характеризуют цели и направления деятельности органов, осуществляющих регулирование денежного обращения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля и валютного регулирования является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения. Так, порядок проведения валютных операций в Российской Федерации утверждается приказом Центрального банка России.

Указом Президента страны регламентируется обязательная продажа части валютной выручки и взимания экспортных пошлин.

К институтам управляемой системы относятся прежде всего кредитные организации, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Основные административные обязанности в области денежного обращения возложены на Центральный банк России. В частности, в соответствии со ст. 41 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» «надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны: а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.); б) с разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций; в) с подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.

Читать еще:  Сравнение наличных и безналичных денег

Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом или арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

Судебно-надзорная ветвь власти действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При разрешении спорных отношений учитываются обычаи делового оборота. В случае возникновения спорных отношений и отсутствия норм права применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм — исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов.

Инструменты экономической политики государства достаточно условно в целом подразделяются на рыночные и нерыночные.

Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонополь- льхе и антидемпинговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, регистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностранным государствам), предоставление гарантий и поручительств и др.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются: а) процентные ставки по операциям Банка России; б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

в) операции на открытом рынке; г) рефинансирование кредитных организаций; д) валютные интервенции; е) установление ориентиров роста денежной массы; ж) прямые количественные ограничения; з) эмиссия облигаций от своего имени.

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, например только к безналичным расчетам или валютным операциям.

Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег. Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. О них вспоминают, как правило, только в периоды тяжелых финансовых потрясений, когда возникает паника на рынках, резко проявляются инфляционные ожидания, т. е. предчувствие негативных изменений в денежном обращении.

Грамотное применение социально-психологических методов позволяет их своевременно нейтрализовать и избежать неконтролируемого роста цен в периоды денежных реформ. Непонимание и недооценка необходимости использования и содержания социально-психологических методов в управлении денежным обращением способны привести к разрушению товарного и денежного рынка, как это было в августе 1998 г.

Сегодня в России инфляционные ожидания питаются несоответствием ощущений большинства населения тону официальной пропаганды, проблемами внешнего и внутреннего государственного долга и непомерным бременем его обслуживания, коррумпированностью непрерывно разбухающего государственного аппарата, непрерывной пропагандой предстоящих «непопулярных» мер в области тарифов на жилье и бытовые услуги, неудачами в борьбе с системой неплатежей, практически полной зависимостью состояния дел во внутренней экономике от конъюнктуры мировых цен на энергоно- сители, незатухающим очагом гражданской войны, масштабами преступности, открытой пропагандой насилия в средствах массовой информации и т. д. За последние пятнадцать лет в общественном сознании понятие «реформа» оказалось прочно увязано с негативным воздействием на благосостояние большинства населения страны.

Вопрос № 14 Методы государственного регулирования денежного оборота

Методы государственного денежного регулирования можно условно разделить на следующие группы:

1.К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

введение, потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;

лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).

2.К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

3.К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны являться:

установление минимальных резервных требований;

определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного — под залог ценных бумаг — кредита);

операции на открытом рынке.

Вопрос № 15. Понятие денежной системы. Особенности современной денежной системы.

Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически.

В мировой практике денежного обращения существовали 2 типа денежных систем :

1 система металлического денежного обращения (биметаллизм, монометаллизм), где параллельное хождение имели денежные знаки из драгоценных металлов и кредитные деньги

2. системы неразменного денежного обращения, основанные на обороте кредитных денег.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда. Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

* вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках);

золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

* выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков.

* Развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного.

* создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

В большинстве стран современного мира используется разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой Характерные черты такого типа денежной системы следующие.

Читать еще:  Покупательная способность денег устанавливается

1 Децентрализация денежного оборота между разными банками.

2 Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банк системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег — коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности

3. Отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами.

4. Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.

5 Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка

6 Прогнозное планирование денежного оборота

7 Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежного оборотов при приоритете безнал оборота

8 Активный контроль за денежными средствами со стороны налоговых органов

9 Наделение ЦБ страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

10 Обеспечение денежных знаков активами банковской системы( золото, ценные бумаги )

11 Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

12 Система рыночного установления валютного курса на основе «корзины»валют.

Денежная система включает следующие элементы:

Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы.

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным зако­нодательством (законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения (товарно-материальные ценности, золото и драг металлы, свободно конвертируемая валюта, цен бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и т. д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчётно-кассовые центры ЦБ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота. Такой порядок включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота

Закон денежного обращения — обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и кач-го совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства.

Денежная масса — сов-ть нал.и безнал. средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Денежный оборот – непрерывное движение денег в нал. и безнал. форме в сфере обращения и платежа. Движение денег в наличной форме – денежное обращение.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов, структура платежного оборота, уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле.

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К.Марксом.Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций — средства обращения и средства платежа, имеет следующую форму:КД = (СЦ-К+П-ВП)/О, где КД — количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа; СЦ — сумма цен реализуемых товаров и услуг; К — сумма проданных товаров и услуг в кредит; П — сумма платежей,по которым не наступил срок; ВП — сумма взаимно погашающихся платежей; О — среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.

Монетаристское правило заключается в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. А постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.

Закон Грешема — экономический закон, гласящий: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие».

Согласно классической теории А. Маршалла И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы: МV=PQ, где М — масса денег(денежное обращение); Р — цена товара; V— скорость обращения денег; Q — количество товаров, представленных на рынке. Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно: цена товара на количество товаров, представленных на рынке. Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

В целях регулирования денежного обращения государство прибегает и к таким методам, как денежная эмиссия, девальвация, ревальвация, деноминация, денежная реформа, метод «валютного коридора».

Денежная эмиссия – дополнительный выпуск денежных знаков, осуществляемый ЦБ РФ.

Девальвация – официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Деноминация – законодательное укрупнение денежной единицы государства путём замены старых денежных знаков на новые по установленному соотношению.

Денежная реформа – коренное изменение денежной системы государства, сопровождающееся полной заменой старых денежных знаков на новые. Денежная реформа является следствием дестабилизации товарного производства, дисбаланса спроса и предложения денежных знаков, то есть устойчивого нарушения объективного экономического закона денежного обращения.

Метод «валютного коридора» используется государством в борьбе с инфляцией путем установления максимального и минимального уровней курса национальной валюты по отношению к курсу иностранных валют.

Ставка рефинансирования . — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого ЦБ воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юр. и физ. лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.Банковский мультипликатор — экономический коэффициент, показывающий степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе. 5.Сущность и виды денежных систем

Денежная система – это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, оформленная законодательно.

Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране.

В зависимости от вида и формы денег выделяют следующие виды денежных систем:

1)Товарные денежные системы. Формируются на основе товарных денег. Характерны ранним этапам развития товарного производства, когда в качестве денег закрепляются наиболее ходовые товары.

2)Металлические денежные системы. Формируются на основе металлических денег. Их возникновение связано с развитием форм денег и закреплением в качестве всеобщего эквивалента каких-либо металлов. В зависимости от вида металла металлические денежные системы подразделяются на несколько подвидов:

а) Биметаллическая денежная система. Это денежная система при которой за двумя металлами (медь и серебро или серебро и золото) законодательно закрепляются денежные функции. Денежное обращение в данном случае основывается на одновременном использовании монет из двух металлов. Однако одновременное обращение золота и серебра привело к противоречию, поскольку по своей природе деньги – это единственный эквивалент всех товаров. В связи с этим в качестве денег двух металлов, один из них выполнял главную роль, а другой второстепенную. Противоречивость биметаллической системы делает ее непрочной и на смену биметализму приходит монометаллическая денежная система

б) Монометаллическая денежная система – это денежная система функционирующая на основе одного металла.

Монометаллическая денежная система(золотой стандарт), существовавшая во многих странах на определённом этапе развития, при которой только золото выступало всеобщим эквивалентом и непосредственной основой денежного обращения.

3)Бумажно-кредитная денежная система. Это современная денежная система. Характеризуется следующими особенностями: отмена золотого содержания ден. ед, переходом к кредитным деньгам, расширением безнал. ден. обращения, возникновением механизмов денежно-кредитного регулирования.

Современная денежная система включает в себя следующие элементы:

2)Порядок обеспечения денежных знаков

4)Структура денежной массы, находящейся в обращении

5)Механизм государственного денежно-кредитного регулирования

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector