Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм денежно кредитной политики

Денежно-кредитная политика: определение, механизм, инструменты и виды

Для устойчивой и стабильной денежно-кредитной системы необходим гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. С этой целью проводят денежно-кредитную политику представляющую собой совокупность мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране. Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Если денежно-кредитная политика направлена на снижение деловой активности в периоды экономического подъема или сдерживание инфляционных

процессов. и соответственно на ограничение денежно-кредитной эмиссии, то она называется кредитной рестрикцией.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

установление обязательных резервных норм (требований);

операции с государственными ценными бумагами.

Установление минимальных резервных норм (требований).

Минимальные резервные нормы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочные, бессрочные депозиты), их величины.

Резервная норма = (Обязательные резервы банка) / (Обязательства банка по депозитам)

Данный инструмент денежно-кредитной политики предполагает достижение более тесной связи между эмиссией денег и потребностью в них.

Центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, осуществляя тем самым операции рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки также кредитуют уже хозяйствующие субъекты и население с целью получения прибыли в виде ссудных процентов. Таким образом, чем выше будет ставка рефинансирования для коммерческих банков, тем дороже будут кредитные ресурсы для субъектов рынка и наоборот. Применяя данный инструмент денежно-кредитной политики, увеличивая или уменьшая ставку рефинансирования, Центральный банк имеет в распоряжении гибкий механизм регулирования предложения денег, а также косвенно воздействует на ссудные ставки коммерческих банков.

Кредиты рефинансирования дают коммерческим банкам возможность минимизировать запасы своих ликвидных активов, которые можно позаимствовать у Центробанка. Различают учетные и ломбардные кредиты рефинансирования.

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды, предоставляемые ЦБ банковским организациям под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у банков векселей до истечения срока обращения. Ломбардные кредиты — предоставляемые ЦБ кредитным организациям процентные ссуды под залог государственных бумаг.

Учетная операция Центрального банка — это действия Центробанка по покупке высоколиквидных ценных бумаг раньше срока их погашения у коммерческих банков. Таким образом, официальная учетная ставка Центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков государственных облигаций, векселей с удержанием в свою пользу определенного процента. Назначая величину учетной ставки, Центральный банк определяет низшую планку учетной ставки коммерческих банков. Величина учетной ставки напрямую влияет на ставку рефинансирования. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ и наоборот.

Проведение операций на открытом рынке.

Данные операции предполагают аукционную куплю продажу государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг Центробанком на открытом рынке увеличивается объем ресурсов. коммерческих банков, и, наоборот, при продаже ценных бумаг денежная масса будет уменьшаться. Как следствие, данные действия в конечном итоге влияют на величину стоимости кредитных ресурсов. в банковской системе в целом.

В зависимости от экономической ситуации Центральный банк, используя название инструмента, проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег. Дж. Кейнс считал, что для борьбы с растущей безработицей и спадом производства необходимо проводить политику «дешевых» денег. Таким образом, политика «дешевых» денег включает следующие меры:

1) понижение величины обязательных резервных норм;

2) понижение ставки по кредитам рефинансирования;

3) повышение учетной ставки;

4) покупка государственных бумаг на открытом рынке.

Конечным итогом действий Центрального банка будет создание благоприятных условий роста инвестиций.

Политика «дорогих» денег по мнению Дж. Кейнса должна проводиться в случае усиливающегося роста инфляции для чего применяют следующие действия:

повышение величины обязательных резервных норм

повышение ставки по кредитам рефинансирования

понижение учетной ставки

продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Данные действия ограничивают рост предложения денег а кредитные ресурсы коммерческих банков становятся дорогими.

Концептуальные основы денежно-кредитной политики в данном ее виде получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой, особенно монетарные принципы распространены в Евросоюзе. Это свидетельствует об ее эффективности и способности решать экономические проблемы.

Механизм денежно-кредитной политики

Современная экономика является денежной экономикой, поскольку все экономические операции проводятся при участии грошей.
Деньгами называется — совокупность финансовых активов, которые используются для проведения расчетов при осуществлении операций.
Современные платежные средства выпускаются центральным и коммерческими банками и представлены двумя видами денег: символическими и кредитними.
Символические или декретные деньги — средства обмена, которые являются формами долговых обязательств государства и не имеют собственной ценности (наличные деньги). Стоимость таких общест ¬ шей превышает затраты на их производство, а ценность определяется их способностью обмениваться на товары и услуги. Монопольное право эмиссии наличных денег закреплено за центральным банком и подчинено определенным требованиям: государственная гарантия обращения, способность поддерживать стабильность их покупательной способности и тому подобное.
Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за денежную одиницю.
Кредитные или депозитные деньги — средства обмена, которые являются долговыми обязательствами депозитных институтов (безналичные деньги). Стоимость депозитных денег определяется их покупательной способностью. Депозиты — это денежные средства, вложенные в коммерческие банки в наличной или безналичной форме для хранения на определенных условиях.
Государственное регулирование рынка денег осуществляет центральный банк с помощью денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики предполагает связь между инструментами этой политики и ее целями. Цели делят на конечные (экономический рост, полная занятость, стабильность цен) и промежуточные (процентная ставка, денежная масса, валютный курс).
Рассмотрим варианты денежно-кредитной политики.
Гибкая денежно-кредитная политика — политика центрального банка, при которой промежуточной целью является фиксация процентных ставок на определенном ривни.
Предложение денег в модели денежного рынка в этом случае характеризуется горизонтальной кривою.
По гибкой денежно-кредитной политики повышения спроса на деньги сопровождается ростом их предложения. И наоборот, сокращение спроса ведет к уменьшению предложения денег, поскольку центральный банк регулирует предложение денег таким образом, чтобы поддержать процентную ставку на фиксированном ривни.
Жесткая денежно-кредитная политика направлена ​​на фиксацию или поддержание стабильного объема денежной массы в економици.
В модели денежного рынка ей соответствует вертикальная кривая предложения грошей.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционным ростом цен, то лучшей будет жесткая денежно-кредитная политика, которая сдерживает рост денежной массы. Если изменение спроса на деньги вызвана нестабильной скоростью обращения денег, то для стабилизации денежного рынка предложение денег должна изменяться обратно к изменениям скорости обращения денег — гибкая денежно-кредитная политика.
Политика, направленная на ограничение предложения денег и сдерживания инфляционного давления в экономике, называется сдерживающей политики, или политики дорогой денег. Стимулирующая, или политика дешевых денег — это политика, направленная на увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов и зайнятости.
В долгосрочном периоде эффективность денежно-кредитной политики определяется ее способностью поддерживать устойчивый экономический рост при стабильных ценах и полной занятости. Чтобы сделать эту политику последовательной, экономисты предлагают придерживаться определенных правил. Эти правила основываются на определенных номинальных показателях: предложения денег, номинальному ВВП, уровню цин.
Сторонники монетаризма считают, что денежно-кредитная политика должна быть подчинена монетарному правилу — в экономике должно поддерживаться постоянство темпов роста предложения денег в соответствии темпам роста ВВП. Но монетарное правило не учитывает изменчивости скорости обращения денег и чувствительности спроса к изменению процентной ставки.
Альтернативным правилом денежно-кредитной политики является поддержание стабильного уровня цен — регулирование количества денег в обращении. Предложение денег должна расти, когда уровень цен снижается, и наоборот, предложение денег должно уменьшаться, когда цены начинают повышаться. Но такая политика сопровождается значительным падением реального выпуска в экономике, если цены растут вследствие шоков пропозиции.
Хотя предложенные правила позволяют проводить последовательную денежно-экономическую политику, ни одно из них не является досконалим.
Предложение денег регулируется центральным банком с помощью инструментов прямого и косвенного воздействия. К прямым инструментов денежно-кредитной политики относятся: лимиты кредитования для отдельных банков; прямое регулирование процентной ставки; лимиты на объем кредитов. К косвенным инструментам относятся: операции на рынке ценных бумаг, изменение учетной процентной ставки, изменение требований к уровню обязательных резервив.
Прямые инструменты денежно-кредитной политики используются в развивающихся странах, инструменты косвенного регулирования — в индустриально развитых краинах.
Инструменты прямого воздействия эффективны в краткосрочном плане, как средство предотвращения кредитной эмиссии. Применение косвенных инструментов дает возможность банкам свободно распределять кредиты соответствии с рыночной ситуацией. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики корректируют размер денежной массы, влияя или на денежную базу, или денежный мультипликатор.
Операции на открытом рынке — это покупка центральным банком государственных ценных бумаг на финансовых рынках и продажу их коммерческим банкам, фирмам и населению. Покупка ценных бумаг увеличивает предложение денег за счет увеличения резервов коммерческих банков. Созданные банковские резервы составляют основу дальнейшей кредитной мультипликации денег. Продажа ценных бумаг изымает ликвидные средства из экономики. Операции на открытом рынке бывают динамическими и захисними.
Динамические операции направлены на изменение банковских резервов с целью влияния на развитие экономической системы. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов, динамике денежного мультипликатора тощо.
Использование операций на открытом рынке ценных бумаг имеет следующие преимущества по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики:
— Инициатива по проведению операций принадлежит центральному банку;
— Обеспечивают центральному банку гибкость объемов и времени вмешательства в денежный рынок;
— Коммерческие банки осуществляют сделки с ценными бумагами добровильно.
Поэтому операции на открытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики.
Учетная процентная ставка — это ставка процента, под которую центральный банк кредитует коммерческие банки. Рынок, на котором центральный банк предоставляет ссуды коммерчес ¬ ми банкам, называется «дисконтное окно». Займы центрального банка играют защитную роль — предоставляются для поддержки обязательных резервов коммерческих банков и поддержки ликвидности банков в условиях кризи.
При получении коммерческими банками заемных резервов в центральном банке растет денежная база. Центральный банк контролирует ее через учетную процентную ставку.
Последствия изменения учетных ставок неопределенные для финансово-экономической системы, поскольку центральный банк не может точно предсказать объем кредитов, которые примут коммерческие банки.
Резервные требования влияют на способность коммерческих банков изменять предложение денег двумя путями: 1) изменяя объем избыточных резервов коммерче ¬ них банков, 2) изменяя размер денежного мультипликатора. Уменьшение резервных требований переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает возможность банков создавать новые деньги. Время при уменьшении резервных требований происходит рост денежного мультипликатора. Обязательные резервы не дают прибыли, поэтому их сокращение позволяет банкам повысить процентную ставку по депозитам, а также привлекать дополнительные депозиты. Это все приводит к увеличению предложения денег в экономике. И наоборот, увеличение резервных требований сокращает предложение денег за счет уменьшения денежного мультипликатора и сокращения избыточных резервив.
Благодаря многосторонней действия, норма обязательных резервов является мощным средством воздействия на предложение денег. Но частая смена нормы обязательного резервирования требует от коммерческих банков поддерживать значительный уровень избыточных резервов, чтобы иметь возможность в любой момент выполнить повышенные резервные требования. Поэтому резервные требования не используются для текущего контроля за размером денежной массы в экономике. Они являются инструментом долгосрочного действия и применяются найридше.
Каналы, через которые изменения в предложении денег влияют на реальный сектор: экономики, называются передаточного механизма денежно-кредитной политики.
В кейнсианской модели механизм денежной трансмиссии действует через принятие предпринимательских решений относительно инвестиционных расходов, а основным звеном является влияние процентных ставок на инвестиции. Рост предложения денег (М) уменьшает процентные ставки (г), снижая тем самым стоимость капитала и повышая уровень инвестиционных расходов (и). Поскольку экономика не находится в условиях полной занятости ресурсов растет реальный объем производства (Y) при неизменных ценах. Схематично традиционный кейнсианский передаточный механизм выглядит следующим образом:

Читать еще:  Количественная теория денег основные положения

Монетаристский передаточный механизм содержит другие средства воздействия денежно-кредитной политики на изменение уровня экономической активности. Согласно этому подходу, рост предложения денег (М) непосредственно повышает совокупный спрос (АD) и таким образом влияет на рост номинального объема производства (Р * Y). Поскольку экономика находится в условиях полной занятости ресурсов (Y = Y *), рост номинального объема производства происходит за счет повышения уровня цен (Р).
Современное понимание механизма денежной трансмиссии содержит широкий диапазон каналов воздействия денежно-кредитной политики на экономическую систему. Важнейшие из них: эффект процентных ставок, эффект валютного курса, эффект багатства.
Эффект процентных ставок. Изменение процентных ставок влияет на все плановые компоненты расходов, как инвестиционные (инвестиции фирм, инвестиции в жилищное строительство), так и Неинвестиционные (покупка в кредит потребительских товаров длительного пользования, государственные закупки). Увеличение этих расходов приводит к повышению инвестиционного и потребительского спроса и, следовательно, к росту совокупного спроса и совокупного предложения в економици.
Эффект валютного курса. Изменение предложения денег и процентных ставок влияют на динамику обменного курса национальной валюты. Рост предложения денег и соответствующее падение процентных ставок уменьшают спрос на национальные деньги. В результате происходит падение их валютного курса. Снижение валютного курса способствует росту экспорта и уменьшению импорта, что увеличивает спрос со стороны чистого экспорта и стимулирует, рост объема производства.
Эффект богатства. Этот эффект связан с влиянием процентной ставки на цену акций и облигаций. Уменьшение ставки процента увеличивает стоимость ценных бумаг. Следствием этого являются:
а) рост богатства владельцев ценных бумаг, что повышает автономное потребление;
б) рост стоимости акций облегчает фирмам финансирования инвестиционных проектив.
В конечном итоге рост потребительского и инвестиционного спроса приводит к росту реального объема производства.

© Библиотека экономической переводной литературы

Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства

1. Цели, задачи и основы формирования денежно-кредитной политики государства. Регулирование денежного обращения.

2. Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов. Роль Центрального банка.

3. Государственные методы регулирования ценообразованием.

4. Недопущение финансовых рисков на этапе финансового кризиса.

Денежно-кредитная политика государства – составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных условий функционирования рынка. Денежно-кредитная политика – это инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.

Цели денежно-кредитной политики:

поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса национальных валют

Читать еще:  Виды денежных систем

регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры

обеспечение реального сектора экономики дешёвыми кредитными ресурсами

Денежно-кредитная политика проводится посредством регулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и т.п. Все перечисленные средства оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддаётся предварительной оценке.

В вопросе роли денег в макроэкономическом развитии выделяется три макроэкономических подхода:

Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила под сомнение многие положения этой школы, в частности положение, в котором фактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денег разрешить проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать ряд государственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующие денежные регуляторы.

Кейнсианский подход. С выходом книги видного экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г. ) произошла настоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и в том числе на денежную политику. Дж.Кейнс считал необходимым государственное воздействие на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса в экономике. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y = C +G + I + XN; где Y — номинальный объём ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, XN – чистый экспорт. При этом решающее значение отводилось инвестиционному спросу, так как колебания в инвестициях через мультипликативный эффект вызовут большие изменения в производстве и занятости. А уровень инвестиций, в основном, зависит от процентных ставок, их рост будет уменьшать уровень инвестиций, а следовательно, будут падать объём производства и занятость, а снижение, напротив, будет стимулировать производство и занятость. В свою очередь, процентная ставка определяется уровнем денежной массы – ее рост вызовет падение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, ее снижение приведет к росту процентной ставки и снижению инвестиций. Это означает, что условия денежного обращения через колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику в целом.

Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызовет снижение процентной ставки, это приведёт к росту инвестиций, а следовательно, к росту дохода и занятости, т.е. процентная ставка – это главный рычаг, посредством которого денежное обращение воздействует на экономику.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух величин: номинального национального дохода и ставки процента, потому что считал, что спрос на деньги включает два элемента: а) трансакционный спрос или спрос на деньги для сделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги для запланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинального национального дохода: чем выше его уровень, тем выше уровень расходов и нужно больше денег для сделок.

б) спекулятивный спрос связан с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди в каждом конкретном случае решают какую долю дохода направить на потребление, а какую – на сбережения и в какой форме хранить эти сбережения. Ценные бумаги приносят доход, хотя имеется определённый риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курса ценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условиях возникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекает вывод, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ставкой процента.

Используя методы денежно-кредитного регулирования, государство может оказывать воздействие на ставку процента, а через неё – на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Монетаристская количественная теория денег. С конца 60-х годов ХХ века всё явственнее стали проявляться просчёты в кейнсианской теории, а именно недооценка опасности инфляционных процессов, преувеличение роли государственных расходов, бюджетных механизмов, переоценка реального эффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег в экономике и возврату к монетаристским теориям. М. Фридмен и его последователи, известные в экономической теории как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег. Главными постулатами этой теории являются:

— рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываются внешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственных органов. А сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которая заложена в природе частного хозяйства.

— «ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономике. Доводы: а) государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; б) оно ориентировано на краткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нужен временной простор, длительное время, это под силу только самому рынку; в) государство может создавать спрос и управлять им (через госрасходы, налоги, займы и т.д.), оно может увеличить товарное предложение.

— перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всём своём многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов. При этом внимание сосредотачивается вокруг денежной массы, её размеров, темпов роста и скорости обращения денег.

Современная денежная теория всё более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианской теории, монетаризма, неоклассической теории «экономики предложения» и других.

Важной задачей денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющий монопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этого соответствующие механизмы.

Центральный банк является главной инстанцией, применяющий кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты, которые участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

Денежная масса — эта общая сумма современных денежных средств, принимаемая продавцом в обмен на товары и услуги. Структура денежной массы включает 6 элементов.

Глава 2 Механизм Денежно-кредитной политики

2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом. Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.

К инструментам денежно-кредитной политики относят: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки про­цента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использова­ния косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснени­ем первых вторыми. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредствен­но относятся к деятельности Центрального Банка и осуществля­ются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в стра­нах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени не­зависимости Центрального Банка в проведении денежной полити­ки сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

В России законодательно закреплено положение о том, что Центробанк является органом денежно-кредитного регулирования. Объектом регулирования выступает, со­гласно Закону о Центральном банке России[6], объем и структура денежной массы в обращении. Статья 13 этого Закона определяет экономические инструменты Центробанка по воздействию на денежно-кредитную ставку. Это определение норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами. Эти меры де­нежно-кредитного регулирования известны в мировой практике и нашли примене­ние во многих странах. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России (прил.)[7]

Читать еще:  Денежная база формула

Инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Нормы обязательных резервов довольно существенно различались по отдельным странам. Так, в начале 90-х годов нормы резервирования текущих счетов колебались от 0,51% в Великобритании и 2,5% в Японии и Швейцарии до 22,5% в Италии.

В России после кризиса 1998 г. ЦБ РФ снизил нормы обязательных резервов для облегчения расшивки неплатежей. В дальнейшем по мере восстановления банковской системы коммерческие банки стали использовать появившиеся средства в спекулятивных целях. Для предотвращения перетока средств на валютный рынок ЦБ РФ вновь поднял норму обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц до 7% 19.03.1999 г., затем до 8,5% 10.06.1999 г. и до 10% 1.01.2000 г.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые сум­мы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако )го лишает банки суммы дохода, который они могли бы полу­чить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обяза­тельных резервов, тем меньшая доля средств может быть исполь­зована коммерческими банками для активных операций. Увели­чение нормы резервов (гг) уменьшает денежный мультиплика­тор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк ока­зывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматрива­ются довольно редко, поскольку сама процедура носит громозд­кий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. В последние годы в ряде стран наблю­далось снижение нормы обязательного резервирования, а в не­которых случаях и ее отмена.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирова­ния), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставле­нию ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерчес­кие банки повышают и свои ставки по ссудам.

Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничения­ми. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затрудне­ния. Однако допускают­ся не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемле­мыми с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для попол­нения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долго­срочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансово­го положения.

В некоторых странах Центральный Банк устанавливает кво­ты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредито­вания стимулируют к использованию этих квот.

Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики. Повышение учетной ставки Цен тральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рыта- межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банкой по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовым рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент де­нежного регулирования предполагает куплю-продажу Централь­ным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первич­ных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государствен­ные облигации.

Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у ком­мерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете это­го банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повы­шенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут за­висеть от пропорции, в которой прирост денежной массы рас­пределяется на наличность и депозиты: чем больше средств ухо­дит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через опера­ции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуще­ствляются Центральным Банком в форме соглашений об обрат­ном выкупе (РЕПО). Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем Центрального Банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

Следует отметить, что в области денежно-кредитной политики набор критериев устойчивости включает уровень инфляции, требования к динамике номинального обменного курса национальной валюты и уровню процентных ставок. Россия до последнего времени оставалась страной с высокой по сравнению с крупнейшими развивающимися экономиками инфляцией, и ее устойчивое снижение до сопоставимых уровней имеет ключевое значение.[8] Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновре­менно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при уве­личении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процент со стороны возросшего спроса на деньги

2.2 Передаточный механизм кредитно-денежной политики

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточ­ный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эф­фективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредит­но-денежной политики:

изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответ­ствующей политики;

изменение ставки процента на денежном рынке;

реакция совокупных расходов (в особенности инвестици­онных расходов) на динамику ставки процента;

изменение объема выпуска в ответ на изменение совокуп­ного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокуп­ною предложения расположены еще две промежуточные ступе- ми, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (см. рис. 3).

Рисунок 3. Передаточный механизм денежной политики

Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось боль­ше денег, чем им необходимо.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×