Государственное регулирование денежного обращения
Discovered
О финансах и не только…
Регулирование денежного обращения
Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.
В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:
С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.
В случае необходимости увеличения объемов денежной массы в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.
Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.
Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.
Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.
Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с облигациями внутреннего государственного займа, приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.
В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. Национальный банк в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.
На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.
Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения (кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, СИТ-компании и тому подобное.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.
Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.
Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:
- создание резервных фондов банкнот и монет;
- определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
- замену и уничтожение денежных знаков;
- утверждение правил кассовых операций.
Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.
- Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
- Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
- Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
- Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
- Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
- Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
- Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
- Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Государственное регулирование денежного обращения
1. Денежная система – форма организации денежного оборота, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством государства.
По вопросу элементов денежной системы мнения специалистов расходятся. Наиболее дискутируемым является вопрос о включении в состав элементов денежной системы валютных отношений. Мнения специалистов расходятся и в наборе элементов денежной системы, не затрагивающих валютную сферу. Наиболее признанной считают точку зрения тех ученых, которые в состав ее элементов включают:
1. Наименование денежной единицы и ее частей.
2. Масштаб цен – это весовое количество металла, закрепленное в денежной единице. В настоящее время фиксация золотого содержания денежных единиц отменена во всех странах, что дает основание не рассматривать масштаб цен как элемент современной денежной системы. Хотя по этому вопросу есть и другие точки зрения.
3. Виды денежных средств, выполняющих законную платежную силу в обществе. В начале это были полноценные деньги, затем полноценные деньги и билонная монета, а в последствии бумажно-кредитные деньги и монета билон.
4. Порядок наличной и безналичной денежной эмиссии и обращение денежной массы. Этот порядок зависит от типа денежной системы и регулируется законодательством. Эмиссия денег может осуществляться на кредитной и бюджетной основе.
5. Государственный аппарат регулирования денежного обращения, в качестве инструмента использует центральный банк страны, он является эмиссионным центром, определяет признаки пригодности денег для обращения, хранит и распоряжается золото-валютными резервами страны, хранит резервы коммерческих банков.
6. Валютный курс – цена данной денежной единицы, выраженная в валюте другой страны.
Иногда к элементам денежной системы относят: 1) порядок ввоза и вывоза из страны национальной валюты.
Некоторыми учеными в качестве элементов денежной системы выделяются: 2) порядок прогнозирования денежного обращения в стране; 3) структура денежной массы в обороте; 4) механизм денежного кредитного регулирования; 5) кассовая дисциплина субъектов хозяйствования и др.
2. Виды денежных систем определяются содержанием ее элементов и взаимодействием, которое влияет на тенденции развития и закономерности функционирования денег.
Характеристика видов денежных систем производится по следующим признакам:
По связи с денежным металлом выделяют:
1) металлическая денежная система – основанная на обращении полноценных денег и знаков стоимости, разменных на золото. Она имела место с момента зарождения денежных систем и просуществовала до начала ХХ века. Металлическая денежная система в процессе эволюционного развития меняла внешние формы. В начале она была представлена биметаллизмом, а затем монометаллизмом. Биметаллизм – система денежного обращения, при которой роль денег выполняют два металла одновременно. Различают следующие виды биметаллизма:
a) система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными деньгами устанавливалось стихийно на рынке;
b) система двойной валюты, когда это соотношение устанавливалось государством;
c) система «хромающей» валюты ( закон Коперника — когда в отношении одних денег устанавливается закрытая чеканка монет, а в отношении других монет — открытая ).
В результате того, что производительность труда в золотодобывающей промышленности и при производстве серебра для изготовления монет постоянно менялась, а сложившиеся соотношения между золотыми и серебряными деньгами оставались неизменными продолжительное время, одни деньги оказывались переоцененными, а другие, наоборот – недооцененными. На этой основе переоцененные деньги вытесняли из оборота недооцененные. Этим объясняется переход биметаллизма к монометаллизму, когда роль денег закрепилась за одним денежным металлом.
Постепенно все страны мира перешли к золотому монометаллизму (в Германии, Швейцарии, Норвегии – 1873 год; во Франции – 1876-1878гг; США – 1900г.; в России и Японии — 1897).
Разделяют следующие разновидности золотого монометаллизма:
a) золотомонетный стандарт, для которого характерны:
— открытая чеканка монет с фиксацией их золотого содержания;
— золото выполняло все функции, присущие деньгам;
— имеет место свободное обращение золотых монет и банкнот, разменных на золото;
— допускается свободный ввоз и вывоз из страны золота.
b) золото– слитковый стандарт характеризуется системой денежного обращения, основанной на возможности обмена денежных знаков на золото при накоплении их в сумме, установленной государством.
c) золото – девизный стандарт – это денежная система, при которой обращающиеся в стране денежные знаки не размениваются непосредственно на золото, но обмениваются на валюту другой страны, которая разменивается на золото.
2) Бумажно – кредитная денежная системахарактеризуется обращением неразменных на золото денежных знаков. Она возникла в годы первой мировой войны и сохранилась до сих пор.
Как элемент хозяйственного механизма выделяют следующие разновидности денежных систем:
1) Денежная система рыночного типахарактеризуется свободным обращением денег во всех их формах. Для нее характерно:
a) Размежевание функций эмиссии денег: наличных за центральным банком, а депозитных — за коммерческими банками;
b) Свободный выбор субъектами денежного обращения формы платежа наличными или безналичными деньгами;
c) Централизованное управление денежной системой через аппарат центрального банка;
d) Управление совокупным денежным оборотом через инструменты кредитно-денежной политики;
e) Выпуск денег в обращение в соответствии с положением кредитно-денежной политики.
2) Денежная система нерыночного типа характеризуется наличием запретов и ограничений по свободному функционированию денег (талоны, карточная система). Она характерна была для планово-распределительной системы хозяйствования. Денежная система нерыночного типа предусматривает: использование административных методов регулирования денежного обращения, разграничение сфер функционирования наличного и безналичного денежного обращения, запрещение определенных денежных операций, осуществление контроля за денежными операциями.
3) Денежная система переходного типа, характеризуется сочетанием элементов организации денежного обращения, присущих денежным системам рыночного и нерыночного типов. Такая денежная система сложилась в странах с трансформационной экономикой.
В зависимости от общих закономерностей функций денег различают:
1) Саморегулируемая денежная система характерна для условий обращения полноценных денег, т.к. здесь действовал механизм автоматического регулирования денег, находящихся в обращении;
2) Регулируемая ДС характерна для обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на золото.
Регулирование денежного обращения
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Виды денежного обращения;
обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);
безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституциио ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,
Нормы финансового правадетально фиксируют статус денежной системы.
Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы.
Нормы гражданского праварегулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
Нормы административного праваустанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Нормы уголовного правапредусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
Элементы денежная системы РФ: официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Инструменты и методы регулирования:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Нормативы обязательных резервов — это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов — регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.
Операции на открытом рынке — это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг — изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения.
Рефинансирование банков — это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки — к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.