Денежный налог на руси
Как собирали налоги, когда не было бумажных денег
Действующие лица
Княгиня Ольга
в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.
Налоговая история России началась одновременно с формированием Древнерусского государства. Одним из самых ярких эпизодов первоначальной истории была так называемая «налоговая реформа» княгини Ольги — эту реформу красочно и подробно описывают, при этом о ней неизвестно почти никаких фактов.В «Повести временных лет» есть одна строчка под 946 годом о том, как Ольга с сыном и с дружиной шла по Древлянской земле и устанавливала уставы и уроки.
Российский археолог и исследователь Борис Рыбаков предложил свое объяснение этого эпизода, сконструировав налоговую реформу. Именно благодаря его работе мы знаем, что Ольга определила размеры налогов и установила погосты, то есть специальные места, куда свозили собранные налоги; что погосты наверняка охранялись, и т. д. Сложно сказать, насколько Рыбаков был далек или близок к реальности, но именно его версия событий стала самой популярной.
Ученым немного известно об этом периоде, однако по некоторым вопросам историки достигли согласия. Основным налогом была дань, которую князья время от времени взимали с покоренного населения. Постепенно дань превратилась в постоянную выплату. Ее собирали уже не князь с дружиной, а специальные сборщики. Налоги выплачивали товарами: от продуктов и фуража до ценных товаров, которые использовали в международной торговле, таких, как мед, воск, пушнина. Все эти сборы уходили непосредственно князю в Киев. Государство развивалось и все более эффективно изымало ресурсы у населения. Позже часть налогов направили на содержание должностных лиц, тех же сборщиков. Другую часть по-прежнему отправляли в центр. Иногда взимали чрезвычайные налоги, но сама система стала относительно постоянной и предсказуемой.
Монголо-татарское иго и налоги
Монголо-татарское нашествие 1237-1240 годов повлияло на развитие налоговой системы Руси. Однако историки расходятся в оценке силы этого влияния. Во-первых, нет единой точки зрения, насколько обременительны были налоги. Во-вторых, неизвестно, насколько велика была действительная роль сборщиков Золотой Орды.
Именно с монголо-татарским нашествием связана первая перепись населения на Руси. В 1257 году на территории государства появился монгольский численник Берке. Однако считал он не людей — для обложения данью подсчитывали дома или «дымы». После переписи на Руси ввели общеимперскую налоговую систему, которая действовала на всех территориях, находившихся под контролем Орды. Ее разработали на основе опыта китайских империй. Единицей налогообложения в ней было крестьянское хозяйство. Десять крестьянских хозяйств объединяли под контролем десятника, а далее эта простая система росла — сотня, тысяча, тьма или десять тысяч. Соответственно контролировали сборы десятники, сотники и тысячники. Во главе тьмы ставили баскака. Это были особые чиновники, которые отвечали за порядок и дисциплину, поэтому у каждого баскака были отряды войск, в которых служили в том числе и русские солдаты.
Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)
Это «Повесть временных лет», продолженная ежегодными записями до 1206 года. Содержит 617 миниатюр, сюжеты которых дают представление о быте Древней Руси: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды.
Структура налогов, которые выплачивала Русь, была продуманной и разнообразной. Изначально монголы требовали платить десятую часть «со всего», включая людей. Таким образом, в армии Золотой Орды служило 10 % мужского населения Руси. Позже десятину упорядочили, дань стали выплачивать с ежегодного урожая или серебром, или оговоренными товарами. Например, Новгород платил шкурами черных куниц.
Система налогообложения была гибкой, она менялась, и достаточно быстро сбором налогов стали заниматься русские князья. Они несли ответственность перед ханом за своевременную уплату, поэтому именно князья с дружиной наводили порядок в случае неповиновения. Это ставит под сомнение роль чиновников Золотой Орды. Подобную систему назвали откупом: конечному получателю налогов гарантированно отдавали требуемую сумму, при этом откупщики самостоятельно определяли размер собираемых налогов. Таким образом, с высокой вероятностью русские князья собирали больше средств, чем уплачивали хану.
Подробности
Сколько Русь платила Золотой Орде?
Захваченные Батыем русские земли были достаточно скромным трофеем на фоне прочих завоеваний. По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь платила Орде около 12 тысяч или 4,5 тонны серебра. Завоеванная монгольским войском китайская империя Сун уплачивала дань размером в 7,5 тонн серебра.
Известны точные размеры дани с некоторых северо-восточных территорий. Московское княжество платило дань размером 1 280 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество выплачивало 1 500 рублей. Город Гали, центр довольно крупного княжества, платил 525 рублей. Коломна с окрестностями — 342 рубля. Звенигород выплачивал 272 рубля, а Дмитров — 111. Для сравнения: один торговый город Хаджитархан приносил Золотой Орде 1 800 рублей налогов ежегодно.
Введение подушной подати
Развитие системы налогообложения в России с XV по XVIII век идет по пути упрощения. В XV-XVII веках при сошном письме она в большей степени учитывала возможности населения и требовала большей квалификации фискальных агентов по сравнению с подушной податью в XVIII веке. Сошное письмо — это система сбора прямого налога с земли. В разных частях государства земля отличается по качеству и объемам, пригодным для сельскохозяйственных работ. Все это учитывали при расчете налога. Этим занимались писцы, которые вместе с помощниками собирали всю необходимую информацию о земле и об ее использовании и систематизировали эти данные в писцовых книгах.
В XVIII веке Пётр I ввел подушную подать — налог, который в равном размере собирали с представителей податных сословий мужского пола. С этого момента чиновники просто переписывали жителей конкретного села и с их слов фиксировали имена и возраст людей. Очевидно, что это было значительно проще и не требовало специальных знаний.
Территория страны расширилась, поэтому вырос и бюрократический аппарат. Достаточного количества образованных чиновников не было. Пётр I пошел на упрощение процедуры сбора, потому что любой мало-мальски образованный человек мог справиться с переписью населения и собрать деньги. Но затем полученные средства еще надо было подсчитать, распределить, составить отчеты — именно здесь недостаток образованных кадров стал камнем преткновения. Неквалифицированные чиновники просто не справлялись со своими обязанностями.
Налоги в телегах, мешках и бочках
Подушная подать собиралась с душ мужского пола вне зависимости от возраста. В переписи учитывали всех мужчин — и новорожденных младенцев, и глубоких стариков. Община выплачивала деньги за всех, самостоятельно распределяя сумму среди плательщиков. Полностью собранный налог или его часть отвозили в ближайший центр кто-то из выборных крестьян и один-два сопровождающих. Деньги на проезд, питание и постой брали из так называемой мирской суммы. Ее крестьяне самостоятельно собирали помимо всех обязательных платежей и тратили на нужды общины. Чиновники не имели права ездить по деревням, пока не было недоимки. Они могли только получить деньги, пересчитать их, убрать в сундук и выдать крестьянину расписку о получении денег. Фактически государство перекладывало свои обязанности по сбору налогов на население.
После окончания сборов деньги складывали в мешки, запечатывали печатью, а мешки убирали в бочки. В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре. Запечатанные бочки развозили по местам назначения. В основном налоги направляли на содержание полков. Собранные средства не отправляли в центр просто потому, что это было дорого и долго. Во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов.
Однако налоги почти не собирали серебряными монетами, потому что серебро было труднодоступным металлом. Люди расплачивались медью. Тысяча рублей равнялась примерно тонне медных монет, и это увеличивало количество бочек в десятки раз. Чтобы переправить хотя бы две тысячи бочек через всю страну в центр, требовались огромные средства на телеги, лошадей и сопровождающих. При этом хранить такое количество бочек все равно было негде. Речь идет только о монетах, но надо иметь в виду, что часть налогов собирали в натуральной форме: мешки зерна, мех и т. п. Все это невозможно было свезти в центр, а затем распределять по регионам. Поэтому в государстве не существовало централизованного бюджета.
В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.
В одну такую бочку входило примерно 2 000 рублей серебряными монетами. Серебро на Руси не добывали, поэтому серебряных монет было мало.
В основном налоги собирались медью. Чтобы «упаковать» тысячу рублей медью в бочки требовалось 20 бочек. Если учесть, что в о второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов, то можно представить масштабы тогдашних денежных грузоперевозок.
Факты
Нападение на казну
В декабре 1740 года при перевозе подушных денег под конвоем из Вяземской воеводской канцелярии в Смоленскую губернскую канцелярию похитили три тысячи рублей. Налоги перевозили под конвоем капрала и двух солдат. Они выпили по дороге и не уследили за деньгами казны. Максим Рубцов и Федот Мочаев — разбойники, которые украли деньги,— спрятали их в соседнем селе, в доме крестьянина Анания Ильина и его жены. После ухода воров крестьяне перепрятали деньги в сугроб. Там их и нашли. Крестьяне не успели много потратить, потому что такие суммы было просто негде тратить, не вызывая подозрений. После суда разбойников повесили на том же месте, «где они учинили разбой». Солдат за пьянство и отлучку наказали батогами, крестьянина с женой высекли кнутом. Капралу «за слабою его команду и за отлучку от денежной казны и за пьянство учинена политическая смерть бив кнутом и вырезав ноздри послан . в Оренбург».
Почему государство не знало, сколько у него денег?
Российское государство очень долго, большую часть своего существования, жило в состоянии, когда правители очень условно представляли, сколько реально денег в государстве. Основной причиной было именно отсутствие централизованного бюджета. Средства собирали и отправляли на места. Государство же получало информацию о своих доходах и расходах только через отчеты.
Центральное правительство требовало регулярных отчетов от регионов. Но местные канцелярии не могли выполнить такой объем бумажной работы. Например, канцелярия Московской губернии находилась в небольшом подвальном помещении. В 1760-х годах в отчете из этой канцелярии чиновники писали: «У нас одна камора. В ней три ларца, чтобы хранить деньги, и еще 30 сундуков, в которых лежат документы. Нам негде хранить эти документы. Даже днем мы считаем деньги при свечах». В XVIII веке большую часть налогов собирали медными деньгами. 10 рублей медью равнялись минимум 20-30 монетам, в зависимости от номинала. Их нужно было пересчитать, проверить, нет ли фальшивых. Все это происходило при свете свечи в комнате, где только один стол, за которым сидит писец, а вокруг все заставлено сундуками.
В 1764 году Ревизион-коллегия, которая контролировала государственные финансы, отчитывалась императрице Екатерине II о том, что с 1730 года они смогли обработать только 150 тысяч счетов на сумму 220 млн рублей. Еще около 44 тысяч отчетов дожидаются своей очереди. Восемь палат, которыми располагает коллегия, заполнены бумагами, и каждый год поступает минимум 4 тысячи счетов. Это при том, что 27 тысяч счетов от местных органов еще вовсе не присланы. Вывод был неутешителен: «А как и ныне вашему императорскому величеству известно, что от времяни до времяни столь великое число умножилось неревизованных щетов, что многие миллионы государственной казны в неизвестности находятся».
Налоги древности. За что платили наши предки?
История налогов насчитывает сотни тысяч лет. За это время в налоговой сфере регулярно происходили интересные события. Какие? Давайте посмотрим!
Налоги известны еще давным-давно, еще с того времени, как начала зарождаться цивилизация. Кстати, вы когда-нибудь думали о том, какими были самые первые налоги? Они, кстати, не имели форму денежных подношений, а являлись… жертвоприношением! Да-да, многие ученые сходятся во мнении, что именно жертвоприношение было первым видом налогов.
В виде обязательных платежей, к которым мы с вами привыкли, налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства, а только потом – принудительно взимаемые суммы. Причем в один из периодов истории денежные средства фактически силой отбирались у граждан. Но это было задолго до появления цивилизованного общества.
Последующие налоги имели натуральную форму. Произвел что-то или вырастил – будь добр поделиться с государством. Причем взимались эти первые налоги с так называемых «базовых» ценностей Древнего мира: скот, земля, зерно, масло, овощи и фрукты и т.д. В то время еще не было каких-то специальных лиц, которые занимались сбором налогов, этим занималась непосредственно власть.
В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели. А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.
Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя). Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло. Его можно было приобрести только у властей, и нельзя было никаким образом перерабатывать, перепродавать. Кстати, периодически проводились проверки домов и излишки масла изымались. Не съел вовремя – ну извини!
А вот в Древнем Риме уже появились первые процентные ставки: 10 % от доходов, полученных за пользование земельным участком, нужно было отдать государству. Были установлены и другие процентные ставки (для первых косвенных налогов): например, 4 % от продажи рабов. Кстати, иметь в то время обширные плантации или виноградники было просто невыгодно: налоги взимались пропорционально с количества деревьев. Т.е. чем больше имеешь, тем больше платишь. Принцип справедливой уплаты налога стал зарождаться уже в то время.
В общем, налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. Немного позже в Риме появится ряд очень странных налогов, например:
- налог на доход от продажи фиников;
- сбор на венок, символизирующий честь и хвалу правителю;
- налог на огурцы и вино;
- налог на мыло;
- налог за владение рыбой и другие.
Ну что мы все о Риме, да о Риме, пора вспомнить и налоги Древней Руси. Уже в 10 веке здесь появилась более-менее стройная налоговая система. Небезызвестная княгиня Ольга устанавливает указы и уроки, в которых регламентирует когда, на что и сколько нужно платить государству. Кстати, именно в Древней Руси впервые появились единицы налогообложения – дым, плуг и т.д. Интересно, что налоги взимались как деньгами, так и в натуральном виде – медом, рыбой, хлебом… В общем всем, что было ценно на Руси в то время. Кто собирал налоги? Князь, чиновники, да и сами налогоплательщики могли отвезти налоги. Каких-то определенных правил на этот счет установлено не было. Кстати, именно от этих двух способов в последствие появились названия сборов – «повоз» (то есть когда налоги сами отвозились людьми) и «полюдье» (от слова «по людям» — князь и чиновники сами отправлялись за налогами).
Чуть позже на Руси появились первые косвенные налоги. Например, нужно было платить налог, если человек решил организовать рынок или иметь склад. За преступления, в частности, убийство, взималась судебная «вира» — тоже разновидность налога.
Интересным было налогообложения во времена Золотой Орды. Как всем известно, Русь платила Орде регулярную дань. И если по началу «представители» завоевателей сами собирали дань, то потом им это показалось слишком трудным, и они перепоручили это князьям. Естественно, платить налоги Орде и своему собственному государству было невозможно, поэтому казна Руси стала пополняться не налогами, а пошлинами – за торговлю, ввоз товаров и т.д.
Иван Грозный ввел свои налоговые нововведения. Именно при нем появились первые целевые налоги (то есть когда собирали деньги на что-то конкретное) – налог на армию, на выкуп пленных.
Интересно отношение к налогообложению в истории Англии. В Новое время в Англии некоторые экономисты придерживались позиции, что налоги, как раз – символ свободы гражданина, а никак не его рабства. И платить налоги граждане, видимо, должны были с огромным удовольствием и гордостью.
В старой Англии, кстати, тоже имели место очень странные налоги. Один из них – налог на окна. Просуществовал он довольно-таки долго: с 1696 по 1851 год. Чем больше окон было в доме, тем большую сумму приходилось платить жителям. Именно по этой причине многие жители забивали окна досками – у них просто не было денег оплачивать такую роскошь. Даже сегодня можно увидеть несколько старых домов с забитыми окнами, они остались еще с тех времен.
В 19-20 веках отличился Тибет. Каждый новый налог просто поражал своей «странностью». Чего стоят, хотя бы, налоги за воробьев! Власти города решили, что эти милые птички мешаю, и велели каждому принести 6 убитых воробьев. Кто принес – тот молодец. Еще и вознаграждение получил! А кто нет – будь добр заплатить налог. Причем не очень маленький. Конечно же, жители не спешили браться за рогатки и отправляться на охоту за воробьями, поэтому стала активно развиваться подпольная торговля убитыми птичками.
Кстати, в некоторых странах исторически сложилась традиция поощрять некоторых налогоплательщиков. Например, в Индонезии есть практика своеобразного поощрения лиц, заплативших в году самый высокий подоходный налог. Из всех налогоплательщиков выбирают 200 «счастливчиков» и торжественно награждают их почетными грамотами. Все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Во-первых, грамоты вручает сам президент, что само по себе достаточно почетно. Во-вторых, впоследствии добросовестные налогоплательщики получают послабления, а в-третьих, это своего рода реклама.
Мир (в том числе и мир налогов) полон странного и необычного. Интересные налоги были всегда: в древности, в средние века и Новое время… И что самое удивительное – продолжают появляться!
Денежный налог с населения на Руси
Ответ на вопрос Денежный налог с населения на Руси, в слове 6 букв:
Подать
Определение слова Подать в словарях
Подать По́дать — прямой налог в пользу Русского государства (Руси). Термин ««подать»», после введения в 1724 году подушной подати, заменил термин «тягло», но слово «тягло» употреблялось как условная единица обложения в XVIII—XIX веках.
Она высказала своему Совету возмущение: «…в государстве много иноверных народов, называемых ясачными: прежде они платили деньгами и звериными кожами, но когда установили подушную подать , то на эти народы неосмотрительно наложена подать , именно 110 копеек, а так как эти народы… в хлебе, скоте имеют большое довольство, притом звериные, рыбные ловли и пчеловодство, многие из них торгуют, то эта подать для них безмерно легка, тогда как в других государствах везде иноверцы более податей платят, нежели природные единоверцы, поэтому надобно положить на них еще прибавочную подать умеренную, со всякой души по 150 копеек в год, и так как их около полумиллиона, то прибавочной суммы будет тысяч двести и больше.
. ж до Бога – далеко,А ему – рукой подать .А недавно снилось мне,И теперь мне .
Потом проситьМеня утешить и простить.И хочешь ты меня обнятьИ знак вниманья оказать.А я рукою жест податьИ с губ твоих весь жар сорватьУже готова, подчинясь,Порыву сердца покорясь.В самозабвеньи, в забытьи:Так близко ты и любишь ты!И взглядом страсть свою подать ,Обнять тебя, еще желать…Не надо сердца уж пытать,Дай мне тебя поцеловать!Уведу на просторы степей
Представить себя один на один с суровой действительностью – когда не к кому податься , некому руку подать , не у кого взять в долг, остаться переночевать или просто заскочить пообедать, потому что на обед было что-то невероятно вкусненькое, – она не могла.
. того, чтобы отдавать приказ (например, « Подайте мне соль!»), Вы спрашиваете человека . приказ («Не могли бы вы подать мне соль?»).Модель этой речевой . выполнить приказ » («Могу я вас попросить подать мне соль?»)Тоже очень простая .
Самый эксцентричный служитель автостоянок на свете, он может в жуткой давке подать задним ходом со скоростью сорок миль в час и остановить машину у самой стены, выпрыгнуть, промчаться между боками автомобилей, вскочить в другую машину, покружить на ней в тесноте со скоростью пятьдесят миль в час, выбрать тесный пятачок, вновь подать задом, сгорбиться и так наподдать по тормозам, что машина подпрыгивает, когда он из нее вылетает; затем, словно заправский спринтер, прямиком в будку кассира, отдать квитанцию, вскочить в только что прибывшую машину, владелец которой еще и наполовину не вылез, буквально прошмыгнуть под ним, пока тот делает шаг наружу, запустить мотор, одновременно захлопнув дверцу, с ревом домчаться до ближайшего свободного пятачка, согнуться, что-то вставить, включить тормоза, выскочить – и бегом.
И так отдавайте всякому должное: кому подать , подать ; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.
О том, как Царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: «Кому честь – честь, кому дань – дань, кому подать – подать », «не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание».
Овощи и мясо подать в миске, залив небольшим количеством бульона, а кускус подать в отдельной посуде.
В этой книге автору, искренне увлеченному этим орденом, удалось добиться того же – подать реальную историю, как детектив, читающийся на одном дыхании… При этом он, что называется, сумел пройти по грани: подать сухие факты интересно, взглянуть на общеизвестные события с неожиданной стороны – но при том не опуститься до сюсюканья популяризаторов, разжевывающих читателю все подряд.
Какие налоги платили на Руси во время татаро-монгольского ига
В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.
Обложили почти всех
Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.
Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]
Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.
Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.
Ясак
Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.
Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.
Тамга
Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.
Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.
Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.
Другие налоги
Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.
Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.
Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]
Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.
Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.
Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]
За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.
Так сколько?
Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.
Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.
Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]
Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.
Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.