Выпуск государственных ценных бумаг регулирует
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг в РФ
В целях создания и функционирования эффективного рынка ценных бумаг в нашей стране сформировалась система государственных органов, участвующих в регулировании российского фондового рынка.
Федеральное собрание РФ разрабатывает законопроекты и принимает законы, регулирующие различные процессы на рынке ценных бумаг.
Президент РФ издает указы, целью которых является оперативное вмешательство государства в процессы формирования эффективного механизма РЦБ. Администрация Президента в лице контрольного управления осуществляет мониторинг указов Президента.
Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку законопроектов в области ценных бумаг.
Министерство финансов РФ выступает на РЦБ в качестве:
· представителя государства, выполняющего от его имени функции эмитента по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне;
· регистрирует выпуски государственных ценных бумаг;
· регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
· государственного органа регулирования РЦБ, устанавливающего правила учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников РЦБ, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
В соответствии с Положением «О Федеральной службе по финансовым рынкам» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317) за ФСФР закреплены следующие полномочия:
— внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы;
— разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящих в компетенцию Службы;
— утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);
— утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
— утверждение обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
— утверждение обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;
— утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
— определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
— регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг);
— лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
— контроль порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
— обращение в суд с исками, в том числе с исками, предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) выполняет двоякую роль на рынке ценных бумаг, являясь одновременно его профессиональным участником и государственным органом, регулирующим рынок. В его основные функции входит:
· осуществление функций генерального агента Министерства финансов РФ по первичному размещению государственных ценных бумаг;
· обслуживание вторичного рынка государственных ценных бумаг в качестве финансового брокера, работающего по поручению правительства;
· осуществление функций агента по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг;
· использование операций с государственными ценными бумагами как инструмента проведения денежно-кредитной политики;
· установление для банков правил совершения операций на РЦБ, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
· лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
· аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
· регистрация выпусков ценных бумаг банков и т.д.
Федеральная налоговая служба РФ совместно с Минфином РФ устанавливает порядок налогообложения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, перечисленные государственные органы, участвующие в регулировании процессов на рынке ценных бумаг призваны создать действенный механизм контроля за финансовой устойчивостью и безопасностью фондового рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура
Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.
Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.
Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).
Существует несколько этапов процесса регулирования:
- формируется орган регулирования РЦБ;
- создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
- контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
- разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
- организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
- формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.
Виды регулирования РЦБ
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.
Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:
- формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
- регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
- разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
- обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.
Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:
- система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
- денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
- политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
- политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.
В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:
- ценные бумаги с позиции:
- юридического статуса;
- обращения и эмиссии (выпуска);
- применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
- участники, осуществляющие:
- отбор для рыночной деятельности любого качества;
- перспективное участие в деятельности других рынков;
- защита инвесторов от мошенников;
- уплату налогов и др.
- операции, касающиеся ценных бумаг:
- разрешенные типы рыночных операций;
- совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
- разрешение споров в сфере имущества;
- обложение налогами и т.п.
Законы в области регулирования РЦБ
С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.
В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:
- государственные органы исполнительной власти;
- саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
- организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.
Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:
- Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
- Президента государства, который издает указы;
- Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
- Банк России и др.
Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.
Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.
Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.
ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:
- разработка основных направлений развития рынка;
- координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
- утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
- установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
- установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
- формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
- установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
- разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.
Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:
- разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
- регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
- регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
- контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.
Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.
Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.
Самыми важными функциями СРО являются:
- защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
- обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
- защита интересов клиентов;
- соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
- установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.
Основными правами СРО являются:
- разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
- осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
- разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
- выдача квалификационных аттестатов.
К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:
- ГК РФ;
- ФЗ «Об АО»;
- ФЗ «О РЦБ»;
- ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
- ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
- ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
- ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
- ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».
Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.
В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:
- общие положения об АО и их видах;
- информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
- сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
- варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
- дивиденды, которые выплачивает АО;
- управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
- перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
- контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
- контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.
Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:
- типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
- выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
- обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;
управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.
Научная электронная библиотека
Топсахалова Ф. М.-Г.,
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:
- Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий — по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
- При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям — эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.
Государственное регулирование РЦБ включает в себя:
- разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
- разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
- регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка
Задачами государственного регулирования рынка являются:
- реализация государственной политики развития РЦБ;
- обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
- создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
- разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
- концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
- создание системы информации о состоянии РЦБ;
- создание системы защиты инвесторов от потерь;
- контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
- предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
- регулирование рынка государственных ценных бумаг
- разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
- арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.
В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.
На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.
Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:
- регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
- аттестация специалистов;
- страхование инвесторов;
- надзор и контроль за проведением операций;
- аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
- раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.
При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.
Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:
- разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
- регламентация порядка деятельности:
1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;
2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
- определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.