Учет лома драгоценных металлов
Утилизация основных средств. Учет драгоценных металлов
Читатели нередко задают вопрос, как вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании. Как узнать, есть ли драгметаллы в определенном оборудовании и в каком количестве. Зачастую информация о наличии драгметаллов в оборудовании не указывается ни в паспортах, ни в иных документах на оборудование. Ситуация осложняется тем, что в основном в настоящее время закупается оборудование импортного производства. В таком случае получить достоверную информацию очень трудно. Конкретное количество содержащихся в оборудовании драгметаллов определяется лишь после его утилизации и передаче перерабатывающей или аффинажной организации. В данной статье рассмотрен порядок учета драгоценных металлов при утилизации оборудования.
Общие положения по учету драгоценных металлов
Драгоценные металлы, входящие в состав приборов, инструментов, оборудования, учитываются по массе (п. 6.6 Инструкции № 68н)
Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).
К примеру, данные о содержании драгоценных металлов в различных узлах и деталях электронно-вычислительной техники приводятся в Методике проведения работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники, утвержденной Гостелекомом РФ 19.10.1999 (далее – Методика проведения работ по комплексной утилизации).
Кроме того, получить сведения о содержании драгоценных металлов в различных приборах можно из следующих справочников:
- Комплектующие изделия, содержащие драгоценные металлы, 1994, 1997;
- Контрольно-измерительные приборы, кабельные изделия, низковольтная аппаратура, содержащие драгоценные металлы, 1996;
- Вычислительная техника, устройства связи и комплектующие изделия к ним, содержащие драгоценные металлы. Нормативы возврата, 1993.
Также для оказания учреждениям практической помощи в работе с драгоценными металлами в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства ЗАО «МК и ИМЦ» и ФГУП «КБОР» при консультационной помощи Пробирной палаты России подготовили Сборник нормативно-методических рекомендаций и комментариев к разделам Инструкции № 68н.
Стоит отметить, что к названным изданиям нет свободного доступа в Интернете, также их нельзя найти в информационно-правовых базах. Указанные издания являются платными.
При отсутствии таких сведений (например, если оборудование импортное либо устаревшее отечественное и т. п.) данные о наличии драгоценных металлов отражаются по информации организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.
Напомним, что первичными учетными документами в отношении объектов основных средств, к которым в том числе относится оборудование, являются:
- Акт приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Данные о предполагаемом содержании драгоценных металлов в соответствующем оборудовании указываются в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» этих форм.
Например, предполагается, что в узлах и деталях системного блока, приобретенного автономным учреждением, содержится 0,73 г золота (цифры условные). При оформлении на данный объект акта по форме 0306001 в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указывается следующее:
Обратите внимание.
Если же комиссионно определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно в связи с отсутствием сведений о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах указывается, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации (п. 6.3 Инструкции № 68н).
Только после списания и утилизации оборудования можно узнать достоверную информацию о фактическом содержании в нем драгоценных металлов. Даже в том случае, когда такая информация изначально указывается в учетных документах и регистрах, как правило, она подлежит исправлению после получения результатов о наличии драгметаллов от аффинажных или перерабатывающих организаций.
Списание и утилизация оборудования, в составе которого содержатся драгметаллы
В целях подготовки и принятия решения о списании оборудования в учреждении создается комиссия, которая впоследствии оформляет Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003). Акт руководитель учреждения утверждает самостоятельно, а в отношении особо ценного движимого имущества – только после согласования с учредителем.
К сведению.
В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта на списание также приводится информация о предполагаемом содержании в оборудовании драгоценных металлов.
Стоит отметить, что до утверждения акта о списании проведение работ по демонтажу и разборке оборудования не допускается.
Учреждение может самостоятельно проводить разборку оборудования, а выявленные в ходе демонтажа узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, впоследствии сдавать в аффинажные организации для извлечения из них драгоценных материалов в чистой массе.
К сведению.
При демонтаже компьютеров собственными силами учреждение может руководствоваться Методикой проведения работ по комплексной утилизации. В ней приведена подробная технология разборки отработанных электронно-вычислительных машин.
Также учреждение может сдавать на утилизацию оборудование целиком, не осуществляя его демонтаж собственными силами. В этом случае работы по его разборке производят сторонние организации. Они же, как правило, производят реализацию изъятых из оборудования деталей, содержащих драгоценные металлы.
По завершении мероприятий по разборке (демонтажу, утилизации) оборудования учреждение отражает в бухгалтерском учете выбытие оборудования (п. 51 Инструкции № 157н ).
Одновременно с этим акт о списании оборудования, утвержденный руководителем учреждения, в месячный срок направляется организацией в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).
Если учреждение самостоятельно осуществляет разборку оборудования. При разборке оборудования собственными силами в разд. 3 Акта о списании объекта основных средств указываются сведения о материальных ценностях (узлах, содержащих драгоценные металлы), полученных от списания оборудования. Указанные материальные ценности передаются на склад на основании оформленных требований-накладных (ф. 0315006) либо актов о передаче на склад изъятых из оборудования узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, в которых указываются наименование и количество изъятых деталей, вес деталей (нетто) и чистый вес содержащихся в них драгоценных металлов (по паспорту оборудования).
Контроль над изъятием из списываемого оборудования узлов, деталей, конструкций и материалов, содержащих драгоценные металлы, а также передачей таких объектов на склад осуществляет комиссия по списанию оборудования (Письмо Роспотребнадзора от 13.10.2005 № 0100/8489-05-32).
Изъятые при разборке детали подлежат постановке на учет. Их аналитический учет, учет в местах хранения может осуществляться в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)).
В бухгалтерском учете такие объекты отражается на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 31 Инструкция № 183н ).
При накоплении на складе узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, в количестве, достаточном для отправки в аффинажную организацию, направляются по ее адресу. Аффинажная организация, в свою очередь, выдает учреждению-сдатчику акт приемки на принятое количество объектов, подлежащих переработке, в котором указывает чистый вес драгоценного металла, извлеченного из этих объектов, и его стоимость.
Обратите внимание.
Аффинаж – это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы (п. 1.2 Инструкции № 68н).
Бухгалтерия учреждения – сдатчика объектов, содержащих драгметалл, сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с данными аффинажных организаций, приведенными в акте приемки, и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. При этом первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в узлах и деталях, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлений над зачеркнутыми новых записей. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся в соответствии с данными аффинажной организации (п. 6.20 Инструкции № 86н).
Кроме того, на основании акта, предоставленного аффинажной организацией, учреждение отражает выручку от реализации драгоценного металла и списывает его с учета.
Пример 1
После разборки компьютера, приобретенного за счет приносящей доход деятельности, автономное учреждение оприходовало следующие узлы и детали, содержащие золото (общая масса – 5,3 г):
Согласно данным пробирной палаты на момент постановки на учет объектов, содержащих драгметалл, рыночная стоимость 1 г золота составила 800 руб. По акту, переданному аффинажной организацией, из направленных для очистки объектов было извлечено 4 г золота стоимостью 3 200 руб. Все цифры приведены условные.
В соответствии с Инструкцией № 183н данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:
Учет драгметаллов в основных средствах
Общие положения
Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Для любого государства драгоценные металлы и камни являются стратегическим сырьем, что обуславливает необходимость надлежащего учета и контроля за их использованием.
Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.
Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством РФ.
При учете драгоценных металлов и драгоценных камней бухгалтеру следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах).
- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее — Правила учета и хранения).
- Положение о Российской государственной пробирной палате при Минфине России от 29.05.1998 № 91.
- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н (далее — Инструкция № 68н).
- Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена приказом Минфина России от 15.10.1999 № 68н (далее — Инструкция о ревизии).
Драгоценные материалы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, ломе и отходах производства и потребления.
В данной статье мы рассмотрим порядок учета драгоценных металлов (далее — драгметаллов) в основных средствах, поскольку он касается абсолютного большинства организаций.
Организация учета драгоценных металлов
На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, которые содержат драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т. п.).
Драгоценные металлы, содержащиеся в составе основных средств, не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, так как они не являются самостоятельными инвентарными объектами. Для учета их поступления и выбытия должен быть организован оперативный учет.
При организации ведения такого учета следует руководствоваться Инструкцией № 68н.
В пункте 1.8 данной Инструкции сказано, что организации обязаны:
- вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
- осуществлять хранение драгметаллов в соответствии с требованиями законодательства;
- обеспечивать удаление лома и отходов драгметаллов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации;
- беспрепятственно допускать к проверке представителей органов государственного контроля, представлять им необходимую документацию.
В статье 22 Закона о драгметаллах сказано, что лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.
Учет поступления драгметаллов
При оприходовании основных средств, содержащих драгметаллы, в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) необходимо в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указать наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество и массу драгметаллов в поступивших объектах основных средств.
Вышеуказанный раздел заполняется на основании сведений о содержании драгметаллов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации и т.п.), либо, при отсутствии этих сведений (например, в импортном оборудовании, устаревшем отечественном оборудовании) по данным изготовителей или комиссионно — на основе аналогов и расчетов.
В отдельных случаях (когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов) в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.
Учет выбытия драгметаллов
При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.
Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации. Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости.
Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы»
Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной.
Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке.
Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются.
Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.
Учет драгметаллов на складе
Учет драгметаллов в местах хранения осуществляется в соответствующих учетных регистрах (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.
Книги или журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, и скреплены печатью. Такие же требования предъявляются к учетным регистрам при использовании автоматизированных форм учета.
Записи в регистры по учету драгметаллов осуществляются на основании документов по их поступлению и выбытию (накладных, актов на списание и т.п.).
Инвентаризация драгметаллов
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.
Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».
Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов
В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.
В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.
Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.
Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы.
В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.
За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.
Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.
Бухгалтерский учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании
«Бухгалтерский учет», 2002 год, №10
Драгоценные металлы являются стратегическим сырьем, поэтому экономически не оправданные потери при их производстве, использовании и обращении, вызванные неправильным учетом, наносят вред государству. Виновные в хищениях, недостачах, несоблюдении правил учета драгоценных металлов и изделий, их содержащих, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Учет драгоценных металлов в основных средствах
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 10.01.02) драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). На балансах многих организаций числятся объекты основных средств, которые содержат эти металлы, например, телевизоры, аудио и видео техника, компьютеры и т.д.
В соответствии с п. 1.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н, (далее – Инструкция) организации обязаны:
- вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
- обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организации также обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней (п. 6.3 Инструкции).
Таким образом, при оприходовании оборудования, содержащего драгоценные металлы, в акте приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) и в инвентарной карточке (ф. ОС-6) необходимо указать количество этого металла на основании технического паспорта поступившего оборудования.
Если в техническом паспорте не указано количество драгоценного металла, а производитель приобретенного оборудования не отвечает на соответствующие официальные запросы, то по приказу генерального директора создается комиссия для определения содержания драгметаллов в оборудовании, результаты работы которой оформляются актом. Председателем комиссии назначается главный инженер, также в ее составе должны быть сотрудники бухгалтерии, инженеры и ремонтники. Для определения количества драгметаллов в основных средствах можно использовать информацию:
- об их количестве в аналогичном оборудовании;
- об элементной базе, содержащейся в спецификации (приложение к техническому паспорту);
- полученную в результате визуального осмотра микросхем и узлов оборудования (с применением частичной разборки);
- из справочников.
Согласно п. 6.3 Инструкции в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных об их наличии или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
В этом случае определение количества драгоценных металлов возможно и в процессе аффинажа (только в импортном оборудовании). Аффинажный завод предоставляет акт, по которому и осуществляется принятие к учету выручки от реализации драгоценных металлов.
Если в организации отсутствует учет драгоценных металлов в оборудовании, для его восстановления необходимо:
- провести инвентаризацию оборудования и выявить то, в котором содержатся драгоценные металлы;
- определить количество драгметаллов по технической документации, или направить запросы производителям либо поставщикам оборудования, или по спецификации и т.д.;
- отразить полученную информацию в инвентарной карточке ф. ОС-6.
Учет драгоценных металлов при ликвидации основных средств
Ликвидация основных средств оформляется актом на списание (ф. ОС-4), в котором должны быть указаны количество драгоценных металлов, содержащихся в списываемом оборудовании (на основании ф. ОС-1 либо ф. ОС-6), и сведения о поступлении материальных ценностей от списания основных средств (на оборотной стороне формы).
Согласно п. 12 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731) при списании оборудования и невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации обязаны вести учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).
Информация о количестве драгоценных металлов, содержащихся в отходах, полученных в результате демонтажа основного средства, заносится в специальную книгу учета драгоценных металлов в отходах, которая регистрируется в бухгалтерии и выдается материально ответственным лицам под расписку. Она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем организации или уполномоченным лицом и скреплена печатью.
В соответствии с п. 4 Инструкции хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность.
В п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.02.2000) определено, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.
Поэтому драгоценные металлы, содержащиеся в ломе и отходах, полученных в результате списания основного средства, подлежат зачислению на финансовые результаты организации:
Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 91-1 «Прочие доходы,
100 руб.
оприходованы драгметаллы в результате ликвидации основного средства.
Стоимость драгоценных металлов при этом точно определить невозможно, поскольку в момент оприходования она часто завышается, и сложно установить уровень износа деталей и узлов демонтируемого оборудования. Поэтому при фактической реализации содержащего драгметаллы лома и отходов, разница между балансовой и рыночной стоимостями является внереализационным расходом организации (если нет оснований сомневаться в достоверности определения стоимости перерабатывающей организацией). В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч.91-1 «Прочие доходы»
80 руб.
отражена задолженность перерабатывающего завода за реализованные драгоценные металлы;
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»,
К-т сч. 10 «Материалы»
100 руб.
списана балансовая стоимость драгметаллов;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
20 руб.
отражен убыток от реализации драгметаллов перерабатывающему заводу;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
80 руб.
получены денежные средства от покупателя.
После реализации лома и отходов заводу, в книге учета драгоценных металлов делаются записи по их расходу.
Ответственность за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании
Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях).
Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, можно рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое влечет за собой взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. руб.
Не оприходование по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Андрей Викторович Комаров
Директор АКФ «ЦФО»
1. Как правильно, не нарушая законодательства, оценить лом драгоценных металлов, полученный от ликвидации основных средств, материалов?
в результате ликвидации (ремонта) основных средств, материалов приходует лом, содержащий драгоценные металлы.
Уважаемая Светлана, здравствуйте!
Основными нормативно-правовыми
актами, устанавливающими обязанности организаций по учету драгоценных металлов,
являются Федеральный закон от 26.03.1998г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и
драгоценных камнях»; принятое в соответствии с ним
Постановление Правительства РФ от 28.09.2000г. № 731 «Об утверждении Правил
учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»,
а также разработанная согласно Правилам Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, которая утверждена Приказом Минфина России от 29.08.2001г. № 68н (далее – Инструкция № 68н).
При этом особенность лома драгоценных металлов заключается в том, что его ценность и, как следствие,
стоимость будет зависеть от количества и вида драгоценного металла, в нем содержащегося.
Вместе с тем, ни законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету, ни специальными нормативными
правовыми актами по учету драгоценных металлов, не закреплена четкая методика определения рыночной стоимости материально-производственных запасов и, в частности, лома
драгоценных металлов.
К примеру, если обратиться к нормам НК, то рыночными
признаются цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. В ст. 105.6 НК РФ приведен перечень источников информации для определения сопоставимости сделок на предмет рыночного уровня цен по ним (сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж, таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, данные информационно-ценовых агентств и мн. др.).
При этом, что касается такого источника, как данные информационно-ценовых агентств, то очевидно, что актуальной и нужной будет именно та информация о ценах и сделках, которая имеет место в соответствующей отрасли промышленности и сфере деятельности.
Так, в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 68н, собранный лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их
составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов, или содержат их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями, или реализовываться, или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям, или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Кроме того, предприятия, получающие лом драгоценных
металлов в результате ликвидации производственного оборудования, основных средств, для его сдачи, как правило, не обращаются напрямую к организациям – переработчикам (аффинажным заводам), а на основании договора сдают лом специальным организациям, занимающимся сборкой драгоценных, цветных металлов. В частности, общие
принципы деятельности таких компаний регулируются Постановлением Правительства РФ от 25.06.1992 № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов
драгоценных металлов и драгоценных камней».
1. По моему мнению, возможным и целесообразным для оценки стоимости лома драгоценных металлов будет ориентация на цены аффинажных компаний.
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, а также порядок осуществления
таких работ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998года № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».
2. Также, для оценки лома, по моему мнению, в принципе можно ориентироваться на котировки драгоценных металлов, формируемые фондовыми биржами.
Кроме того, сделки с указанным товаром осуществляются и кредитными организациями (банками), которые также
ежедневно формируют соответствующий курс, ориентируясь на Центральный банк России.
3. Помимо учета цен на основе прейскурантов аффинажных
компаний и биржевых котировок, можно провести оценку лома драгоценных металлов с привлечением оценочной организации. Каких-либо специальных требований к такой организации не предусмотрено, за исключением общих правил,
предусмотренных Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Поскольку оценка как правило производится на основании
гражданско-правового договора, то условия о сроке проведения оценки в договоре определяются сторонами по взаимному согласию.
Вместе с тем, привлекая оценщика, следует учитывать один из принципов ведения бухгалтерского учета
– своевременность отражения хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета и в отчетности (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
4. Вы вправе разработать подобную методику для оценки лома, однако в любом случае ее положения должны быть основаны на действующем законодательстве РФ.