Ценные бумаги муниципального образования
Государственные и муниципальные ценные бумаги РФ
Государственные ценные бумаги — вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом или местными органами власти с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.
Таким образом, эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
1. покрытие дефицита государственного бюджета;
2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;
3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, — наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.
Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.
Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.
Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.
Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.
Государственные ценные бумаги можно классифицировать:
1. По срокам заимствования:
— краткосрочные — со сроками заимствования до 1 года.;
— среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;
— долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет..
2. По способу получения дохода:
— дисконтные — продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;
— купонные — выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;
— процентные — ценные бумаги, процентная ставка которых может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой;
— индексируемые облигации – ценные бумаги, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
— выигрышные – ценные бумаги доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
— комбинированные облигации – ценные бумаги, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
3. По цели выпуска ценные бумаги:
— долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;
— ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.;
— целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;
— ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.
4. По виду эмитента:
— ценные бумаги федерального правительства;
— муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
— ценные бумаги государственных учреждений;
— ценные бумаги, которым придан статус государственных.
5. По форме обращаемости:
— рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
— нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
Существуют две главные формы муниципальных займов: