Finkurier.ru

Журнал про Деньги
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок ценных бумаг в зарубежных странах

17.2. Зарубежные рынки ценных бумаг

В настоящее время можно обозначить два основных направления развития мирового фондового рынка. Во-первых, рост количественных параметров, характеризующих размеры капитализации рынка и его отдельных сегментов, объемы зарубежных портфельных инвестиций.

Международный рынок ценных бумаг можно рассматривать как совокупность операций с иностранными ценными бумагами на национальных рынках и покупок и продаж собственно международных ценных бумаг. Таким образом, международный фондовый рынок делится на две основные части: рынок иностранных ценных бумаг и рынок евробумаг. Для них характерно то, что субъект-эмитент и субъекты-инвесторы находятся в разных странах.

Первый является рынком, где ценные бумаги выпускаются в валюте страны размещения, а для инвестора она является иностранной. Эти бумаги обычно размещаются с помощью объединенной группы компаний или их филиалов, действующих в стране размещения. Евробумаги выпускаются в валюте иностранной как для эмитента, так и для инвестора. Они размещаются сразу в нескольких ведущих финансовых центрах при посредничестве международного синдиката андеррайтеров. В настоящее время на первую группу приходится примерно 25% всего зарубежного оборота ценных бумаг, на вторую — 75%.

Указанные сегменты рынка, в свою очередь, делятся на рынки акций и рынки облигаций. На международный рынок облигаций приходится большая часть привлекаемых средств. Международный рынок акций развит менее, чем рынок облигаций. Он представлен в основном эмиссиями ценных бумаг крупных корпораций, которые обладают теми же характеристиками в отношении валюты выпуска и территории распространения, что и облигации.

Рынок иностранных облигаций развивался наиболее бурно до кризиса 30-х гг. прошлого века, затем его роль заметно снизилась, однако с 60-х гг., в период либерализации рынка капиталов, она стала вновь возрастать. Общий объем облигационных займов, выпускаемых иностранными заемщиками на национальных рынках прежде всего в целях привлечения капитала местных инвесторов, заметно увеличился.

Наиболее известные рынки иностранных облигаций расположены в Цюрихе, Нью-Йорке, Токио, Франкфурте, Лондоне и Амстердаме. Большинство из указанных ценных бумаг имеют устойчивые названия, которые используются инвесторами и профессионалами на этих рынках. К ним относятся Yankee bonds (США), Samurai bonds (Япония), Heidi bonds (Швейцария), Rembrandt bonds (Голландия), Bulldog bonds (Англия), Matador bonds (Испания) и др.

Операции с иностранными облигациями проводятся в основном на первичном рынке, хотя их доля на вторичном рынке, особенно развивающихся стран, также увеличивается. Иностранные облигации выпускаются преимущественно как именные ценные бумаги. Обязательным составным элементом является рынок иностранных валют, обслуживающий операции с ценными бумагами. Несмотря на определенную схожесть между иностранной и обычной облигацией, как правило, между ними имеются существенные различия в отношении режима налогообложения, методов, форм и условий размещения на рынке той или иной страны.

Рынок иностранных облигаций в США является наиболее крупным рынком в мире, что определяется в первую очередь его открытостью для средних и даже мелких заемщиков. Сроки погашения займов в ряде случаев достигают 30 лет, что существенно продолжительнее аналогичных займов в Европе. Наряду с правительствами и государственными организациями западноевропейских стран крупными заемщиками выступают международные финансовые организации: Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития. Доходность иностранных облигаций обычно не более чем на 1 — 2 пункта отличается от займов для корпоративных американских облигаций. Ставка процента по иностранным облигациям в США может быть несколько выше, чем в западноевропейских странах, однако иностранные заемщики в целом ряде случаев предпочитают американский рынок с его большей емкостью и развитой инфраструктурой.

Выход ФРГ на позиции страны-кредитора, введение конвертируемости западногерманской марки и отмена ограничений на эмиссию ценных бумаг в конце 50-х гг. способствовали быстрому развитию в этой стране данного сегмента рынка ценных бумаг. В 1958 г. впервые после Первой мировой войны был выпущен облигационный заем в иностранной валюте Англо-американской корпорации Южной Африки, организатором которого явился Дойче Банк. Однако дальнейшее развитие рынка сдерживалось существующей системой налогов, особенно в отношении выплаты процентов, и вызывало отток портфельных инвестиций. Только после отмены удерживаемого налога по облигациям выпуски иностранных облигаций в Германии значительно выросли.

В течение длительного времени развитие японского рынка иностранных облигаций существенно отставало от США и Западной Европы. Однако в 70-е гг. значительно расширился выпуск «самурай бондз» — облигаций долгосрочных займов в иенах, эмитированных на японском рынке иностранными заемщиками. Первоначально Минфин Японии ограничивал выход на рынок только правительствами, государственными организациями и первоклассными корпоративными заемщиками, а также устанавливал обязательные объемы и сроки их погашения, однако в дальнейшем ограничения были несколько ослаблены. Этому способствовало быстрое расширение рынка капиталов Японии, а также общее ослабление государственного контроля в сфере международных операций. После периода застоя на японском финансовом рынке во второй половине 90-х гг. — начале текущего десятилетия их использование как финансового инструмента вновь расширилось в связи с привлекательностью неновых инвестиций в условиях финансовых потрясений на международном рынке.

1955 (Рынок ценных бумаг России и в зарубежных странах), страница 5

Описание файла

Документ из архива «Рынок ценных бумаг России и в зарубежных странах», который расположен в категории «контрольные работы». Всё это находится в предмете «банковское дело» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «банковское дело» в общих файлах.

Текст 5 страницы из документа «1955»

Сегодня в состав ассоциации входят более 230 кредитных организаций и инвестиционных компаний — профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов всех 7 федеральных округов России; их деятельность охватывает более 60% российского рынка ценных бумаг.

Читать еще:  Как работать на бинарных опционах

Важнейшие этапы деятельности НФА:

• развитие рынка государственных ценных бумаг, рынка облигаций Банка России и операций РЕПО с государственными ценными бумагами;

• развитие рынка корпоративных облигаций и еврооблигаций;

• обеспечение полноценной профессиональной деятельности на российском фондовом рынке — брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой, финансового консультанта — для кредитных организаций и инвестиционных компаний.

Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) была основана в 1996 году.

Целью создания Ассоциации является:

• обеспечение соблюдения профессиональной этики на вексельном рынке;

• установление правил и стандартов проведения операций с векселями, способствующих наиболее эффективной деятельности на вексельном рынке, контроль за их соблюдением;

• защита прав членов Ассоциации;

• координация деятельности членов Ассоциации, способствующая созданию и развитию национального вексельного рынка.

В настоящее время АУВЕР объединяет 124 организации. Среди них: четыре биржи, девяносто восемь банков, шесть финансово-инвестиционные компаний, шестнадцать предприятий Российской Федерации.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ: история, количественная и качественная характеристика рынка

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

— ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

— ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

— государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

— облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

— облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

— облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

— облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

Рынок муниципальных ценных бумаг в России: история, количественная и качественная характеристика

Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.

По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выше целей.

Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.

Читать еще:  Бинарные опционы онлайн демо

Примером социального займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса — наравне с государственными.

Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реалъное производство.

Большую группу муниципальных облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.

В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них — эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.

Несмотря на настороженное отношение инвесторов к муниципальным облигациям, связанное с риском их непогашения в условиях финансового кризиса в России, эмиссия этих бумаг по-прежнему является одним из путей привлечения регионами финансовых ресурсов. В этой связи региональные эмитенты сталкиваются с рядом проблем и трудностей.

9. Международные рынки государственных облигаций

В данном разделе будут рассмотрены международные рынки облигаций на примере США, Великобритании, Японии и Германии.

9.1 Соединенные Штаты Америки

В США находится самый крупный в мире рынок государственных облигаций. Он состоит из трех частей. Краткосрочная секция рынка представлена казначейскими векселями; это те инструменты, которые выпускаются с дисконтом к номинальной стоимости и, следовательно, не имеют никакого купона. Инструменты среднесрочной секции рынка называются казначейскими нотами, которые выпускаются на период от двух до десяти лет, и по ним выплачиваются купонные проценты. К долгосрочной секции рынка относятся инструменты, которые называются казначейскими облигациями, по которым, как и по нотам, выплачивается купон, но выпускаются они на сроки более десяти лет.

Как уже говорилось раньше, если инструмент был выпущен как казначейская облигация, то он и останется казначейской облигацией до конца срока.

Структура торговли на этом рынке основывается на дилерах-брокерах, выполняющих двойную функцию (т. е. при проведении операций они могут выступать в качестве агентов и принципалов), которые должны называть двусторонние цены (т. е. цены спроса и предложения), а также на так называемых междилерских брокерах (которые представляют собой агентов, не имеющих права работать с клиентами, но которые выступают в качестве связующего звена для уравнивания ликвидности между основными трейдерами). Сделки заключаются по телефону и через электронные торговые системы.

Ценные бумаги выпускаются через аукцион, и трейдеры первичного рынка предоставляют заявки на номинальную сумму ценных бумаг, которую они хотели бы купить либо для себя, либо для своих клиентов.

Расчеты проводятся либо в тот же день, либо на следующий день через Федеральный резервный банк. Денежные суммы вносятся на счет в одном из федеральных банков, а передача прав собственности осуществляется через систему бухгалтерских проводок. Эта система называется системой “телеграфных переводов”.

Британский рынок государственных облигаций также достаточно большой и тоже состоит из трех секций. Система аналогична американскому рынку за исключением того, что краткосрочную секцию составляют облигации со сроком погашения вплоть до пяти лет, среднесрочную — со сроками до пятнадцати лет, а долгосрочную — ценные бумаги со сроком погашения больше пятнадцати лет (вплоть до тридцати лет, а также существуют бессрочные облигации). Хотя названия, используемые для выпуска, ранее определялись департаментом или целью выпуска, сейчас все эти наименования можно считать синонимами, так как все государственные облигации Великобритании имеют одинаковый ранг. Могут использоваться следующие названия: консолидированные (консоли), конверсионные, казначейские, финансовые и военные займы.

Рынок ценных бумаг в зарубежных странах

Исследования показывают, что государственное регулирование является важнейшей и неотъемлемой частью функционирования любой рыночной системы, в том числе финансовой. Среди отечественных и зарубежных экономистов наблюдаются различные подходы как к самому понятию «государственное регулирование рынка ценных бумаг», так и к его организации на практике. Понятие «государственное регулирование рынка ценных бумаг» является многогранным и обширным, содержит в себе множество терминологических и сущностных тонкостей, которые необходимо учитывать при изучении данной тематики. Важно отметить, что в экономической литературе встречаются такие понятия, как «государственное регулирование рынка ценных бумаг» и «регулирование рынка ценных бумаг». Подобное разграничение возникло по причине того, что регулирование (либо его отдельные функции) рынка может осуществляться не только государственным уполномоченным органом, но и негосударственными независимыми некоммерческими организациями.

Несмотря на это, данные понятия являются во многом равнозначными по целому ряду причин. Любой рынок, а особенно финансовый, так или иначе регулируется государством независимо от правовых традиций страны, степени развития института саморегулируемых организаций (Self-Regulatory Organizations, SRO) и иных условий. Это обусловлено тем, что государство как главенствующий институт управления изначально обладает базовыми регулятивными функциями во всех сферах экономики.

Помимо этого на том или ином этапе своего развития роль государства в регулировании финансового рынка может меняться. Так, Миркин Я.М. отмечает, что более активную роль государство должно выполнять на этапе становления фондового рынка (как и любого другого рынка, в принципе), когда государство особо озабочено построением архитектуры финансовой безопасности страны (1). Подобное утверждение особенно актуально для Узбекистана, поскольку отечественная финансовая система на сегодняшний день продолжает находиться в стадии своего становления и укрепления достигнутых за относительно непродолжительный срок позиций.

Читать еще:  Отзывы о бинарных

Бердникова Т.Б. в своей работе «Рынок ценных бумаг и биржевое дело» определяет регулирование рынка ценных бумаг как систему, которая выражается в совокупности конкретных способов и приёмов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. При этом данная система основана на использовании государственной и негосударственной (общественной) моделях регулирования. Согласно мнению автора, первая модель предполагает, что регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов управления. При этом небольшая часть полномочий по надзору, контролю и установлению правил государство передаёт объединениям участников рынка ценных бумаг. Вторая модель заключается в том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, но при этом передаёт максимально возможный объём функций саморегулируемым организациям (2). Таким образом, Бердникова рассматривает регулирование фондового рынка как систему, которая основана преимущественно либо на государственном управлении, либо на общественном.

Немного иначе подходит к определению понятия регулирования рынка ценных бумаг Маренков Н.Л., который рассматривает управление фондовым рынком не как систему, т.е. объект, состоящий из отдельных слагаемых элементов, а как процесс – процесс упорядочения деятельности всех участников рынка и операций между ними со стороны уполномоченных на то органов (3).

Аналогичного взгляда придерживаются Галанов В.А. и Басов А.И., определяющие, что регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия(4). При этом авторы подразделяют регулирование фондового рынка на внешнее и внутреннее. Так, внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и т.п., определяющим деятельность организации в целом, её подразделений и её работников. Внешнее регулирование, в свою очередь, – это подчинённость деятельности организации нормативным актам государства, других организаций.

Таким образом, говоря о регулировании фондового рынка со стороны уполномоченных государственных органов или общественных организаций, необходимо иметь в виду, что государство всегда играет свою незаменимую роль в управлении рынком, при этом варьируется лишь объём выполняемых им функций. Важно также отметить, что ни в одном из вышеприведённых определений регулирования рынка ценных бумаг такие понятия, как «государство» или «государственный», не употребляются. В целом регулирование рынка ценных бумаг всегда включает в себя перечень следующих базовых принципов, характерных для каждого рынка:

механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг (лицензирование, аттестация и т.д.).

контрольные и надзорные функции по соблюдению законодательства.

Не останавливаясь на общих функциях государственных уполномоченных органов и саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, отметим, что в качестве органов управления фондовым рынком в разных странах могут выступать самые разные организации. В зависимости от этого можно выделить пять больших групп стран.

Первая группа – страны, где органами государственного регулирования фондового рынка являются относительно независимые институты, подчинённые непосредственно законодательной власти (например, парламенту) или высшим должностным лицам государства (например, президенту). Примером тому является Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам США, подчиняющаяся непосредственно президенту страны. В Австралии регулирование деятельности на фондовом рынке осуществляют Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (The Australian Securities and Investments Commission, ASIC (5) и Австралийский совет по пруденциальному надзору (The Australian Prudential Regulation Authority, APRA), в Польше – Комиссия по ценным бумагам и биржам (Komisja Nadzoru Finansowego (6). В Венгрии регулятором финансового рынка является Управление финансового надзора Венгрии (Hungarian Financial Supervisory Authority, HFSA (7).

Вторая группа – страны, где функции государственного регулирования выполняют министерства финансов, в составе которых выделяются специальные подразделения, отвечающие за управление национальным фондовым рынком. В Англии единая система финансовых сервисов и участников финансового рынка входит в зону контроля единого регулятора финансовых рынков – Ведомства по финансовым услугам, входящего в структуру Министерства финансов Великобритании. Подобная ситуация сложилась и в Швеции, где Государственная финансовая инспекция (Finansinspektionens) является независимым агентством при Министерстве финансов Швеции, осуществляющим регулирование финансового рынка страны. В Нидерландах функции регулирования фондового рынка возложены на Управление по финансовым рынкам (Autoriteit Financiële Markten, AFM).

Третья группа – страны, где регулированием фондового рынка занимаются центральные банки. В Нидерландах уже упомянутое Управление по финансовым рынкам осуществляет непосредственный контроль за профессиональной деятельностью на фондовом рынке, при этом в компетенцию Центрального банка Нидерландов входит надзор за всеми секторами финансового рынка страны. До недавнего времени в Российской Федерации регулирование фондового рынка осуществлялось Федеральной службой по финансовым рынкам и другими государственными органами, однако с 1 сентября 2013 года данная структура была упразднена, а её функции были переданы единому мегарегулятору финансового рынка. Так, в России роль мегарегулятора стал выполнять Банк России (Центральный банк Российской Федерации).

Четвёртая группа – страны, в которых надзор и другие функции по регулированию фондового рынка помимо единого органа регулирования также возложены на специальные подразделения местных органов власти, как это сделано отчасти в Германии.

И пятая группа – страны, где регулированием фондового рынка занимаются сразу несколько различных органов, специализирующихся на работе в отдельных сегментах рынка. Подобная практика особенно развита в странах, где на фондовом рынке активно работают коммерческие банки, например, во Франции.

Многообразие форм и методов регулирования фондового рынка целесообразно рассмотреть на примере отдельных стран дальнего и ближнего зарубежья. Несмотря на множество общих подходов к управлению рынком ценных бумаг, каждая страна имеет свои особенности становления и развития института государственного регулирования фондового рынка.

Таблица 1. Органы регулирования рынков ценных бумаг в зарубежных странах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×