Finkurier.ru

Журнал про Деньги
105 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отчет в росфинмониторинг по драгоценным металлам

Составление отчета 3 фм в Росфинмониторинг

Закончился очередной квартал календарного года. Организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. * необходимо составить отчет в Росфинмониторинг о результатах проверки своих клиентов по Перечню (ФЭС 3ФМ 04).

*лизинговые компании; ювелиры, а именно организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; риэлторы, а именно организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании); операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации федеральной почтовой связи.

Указанный отчет 3 фм направляется в электронном виде через Личный кабинет Федеральной службы по финансовому мониторинг не реже одного раза в три месяца. Напомним, что рассматриваемые отчеты должны направляться субъектами Федерального закона №115-ФЗ с третьего квартала 2013 года, так как указанная обязанность была введена в 2013 году. В частности юридические лица должны направлять указанные отчеты с 30 июня 2013 г., а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года.

Отчеты по форме 3фм называют «квартальными», так как они должны направляться не реже одного раза в три месяца. Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ, чтобы не забывать об этой отчетности, составляют график проведения проверок своих клиентов по Перечню террористов и экстремистов строго по кварталам, чтобы направлять ее вместе с отчетами в ПФР, ФСС и налоговые органы.

ФЭС 3 фм нужно направлять и в том случае если организация или предприниматель не вели деятельность в отчетном периоде, то есть у нее отсутствовали заключенные договоры с клиентами. В этом случае Вы будете направлять «нулевые» отчеты.

Если же Вы ведете деятельность, тогда в ФЭС 3 ФМ Вам нужно указать количество клиентов на дату проверки отдельно юридических и физических лиц.

Для составления отчета нужно выбрать форму «Сообщение о результатах проверки по Перечню» ФЭС 110 3-ФМ 04 в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение».

Далее откроется окно для заполнения, которое будет состоять из нескольких разделов. Первый раздел, который нужно будет заполнить называется «Организация (лицо), направившая (направившее) электронное сообщение».

После этого, Вы переходите к заполнению второго блока – «Сведения об уполномоченном лице». В этом разделе Вы указываете контактные данные Вашего специального должностного лица ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ: ФИО, должность, телефон и адрес электронной почты.

Следующий раздел «Информация об организации (ИП, филиале, ФЛ), представляющей (представляющем) сведения.

В данном блоке важно обратить внимание на строку «Код вида организации (ИП, филиала, лица установленной категории), представляющей (представляющего) сведения». Узнать свой код Вы можете из приложения №3 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110.

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона

Отчитываемся в Росфинмониторинг

Нет времени читать?

Разберемся, каким организациям необходимо сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в какие сроки и для какой цели.

Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

Отправка отчетности

Необходимо регулярно и ежеквартально отчитываться по операциям, требующим мониторинга и направлять отчетность. Так, КоАП за несвоевременную сдачу отчетности данного вида организация наказывается штрафом в размере от 50 000 до 200 000 руб.

Для того чтобы сдать отчетность в Росфинмониторинг, можно воспользоваться одним из следующих способов: в электронном виде отчетность можно отправить через личный кабинет сайта http://www.fedsfm.ru/, либо с помощью специальных программных комплексов, таких как «Организация-М». Для сдачи отчетности потребуется квалицированная подпись.

Заполнить отчетность просто, но требуется изучить правила ее составления. Уведомление должно быть подготовлено в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ошибки в отчетности могут быть рассмотрены как предоставление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. За такое нарушение предусмотрены штрафы от 200 000 до 400 000 руб., или приостановление деятельности организации на срок до 6 суток. Для более правильного заполнения отчетности следует дополнительно ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга №33 от 29.11.2013 г., так как оно содержит приложения с практическими примерами заполнения формы 4-СПД.

Читать еще:  Получение лицензии на драгоценные металлы

Как и любая отчетность, отчетность в Росфинмониторинг изменяется с течением времени. Так, в октябре 2015 г. в личном кабинете были размещены новые формы ФЭС, которые теперь используются ювелирами, агентствами по недвижимости, и операторами по приему платежей, лизинговыми и факторинговыми компаниями. Теперь вместо формы 4-СПД для предоставления информации в соответствие с приказом РФМ от 22.04.2015 №110, появились новые формы отчетности (ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ). Форма 4-СПД сдается только для предоставления корректировок и уточнений за прошлые периоды.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей могут отправлять квартальную отчетность, заполняя формализованные электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 г. через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга или через АРМ «Организация-М». Стоит обратить на это особое внимание и сдавать отчетность по новым формам. Так, отчетность 3-ФМ «О результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества», носит ежеквартальный характер.

В случае, если у организации за весь период не было операций, подлежащих мониторингу, все равно необходимо предоставить пустой расчет в виде электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

Не забывайте, что, как и любая другая отчетность, сдаваемая в электронном виде, отправка отчетности подтверждается получением квитанции о приеме от контролирующего органа.

Если ваша организация ранее не сдавала отчетность, то это обязательно необходимо сде-лать, разбив срок на кварталы, и направить формы из личного кабинета. При этом, отправляя формы за прошлые периоды, следует воспользоваться отчетом 4-СПД, а в новых периодах – от-четностью ФЭС в зависимости от вида деятельности вашей организации.

Напомним, что вы всегда можете оформить ЭЦП для отправки отчетности в Росфинмониторинг в авторизированном центре «ГЭНДАЛЬФ». Для этого свяжитесь со специалистом компании по тел.: 8 (863) 300-10-06.

ЭЦП для личного кабинета. Подготовка и сдача отчетов в Росфинмониторинг

Наша организация АЛЬФА-ОМЕГА оказывает услуги по подготовке и сдачи отчетов в Росфинмониторинг во всех регионах РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 115 от 07.08.2001 г. следующие виды операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю:

— помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

— скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган

(п.п 7 п. 1 ст. 7 115-ФЗ)

Для всех организаций и ИП вне зависимости есть деятельность или нет.

проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;

(п. 32 Требований к правилам внутреннего контроля, утв. постановлением Правительства от 30.06.2012 г. № 667)

Для всех организаций и ИП вне зависимости есть деятельность или нет.

— снятие со счета или зачисление на счет юр. лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

1. Отчеты предоставляются в Росфинмониторинг в виде формализированных электронных сообщений 9далее — ФЭС).
Подготовка ФЭС осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в Личном кабинете организации, индивидуального предпринимателя на сайте Росфинмониторинга.
2. Для сдачи отчетов через Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга необходимо иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП),
Для использования в электронном взаимодействии с Росфинмониторингом организации и индивидуальные предприниматели должны зарегистрировать КЭП в Личном кабинете.

Наша организация оказывает услуги по получению квалифицированной электронной подписи.

Стоимость услуг:
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) с лицензией КриптоПро на 1 год – от 4000 рублей.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) на носителе с лицензией КриптоПро на 1 год – от 4500 рублей. .

Комплексная услуга по оформлению КЭП, стоимость от 3000 рублей.
Услуга включает:
1. отправка через электронные каналы связи первичных документов предоставленных заказчиком для оформления КЭП;
2. заполнение необходимых форм для выпуска КЭП;
3. оформление КЭП;
4. встреча с заказчиком для подписания договора и сопутствующих документов по выпущенной КЭП.
5. регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.
6. заполнение учетных данных в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, заполнение учетных сведений, данных по СДЛ, ПВК — от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Подготовка и сдача отчета по сделке – от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Подготовка и сдача ежекв артального отчета о наличие среди своих клиентов организаций и физ. лиц , в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества — от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Подготовка и сдача отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ не реже 1 раза в полугодие — от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Предоставление объяснения причин нарушения требований ПОД/ФТ — от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Внесение в личный кабинет Росфинмониторинга учетных сведений, данных по СДЛ, ПВК — от 2000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Заполнение Вопросника «Проверь свой риск» – от 1000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.
Заполнение Вопросника для организаций (ИП) ювелирного сектора – от 1000 рублей.
Срок 3 рабочих дня.

Более подробно на ваши вопросы специалист ответит по тел. 8(916) 950-33-19, 8(985) 185-91-11

Каких клиентов необходимо «посчитать» в розничной торговле ювелирными изделиями для отчета ФЭС 3-ФМ?

Этот вопрос мне, как эксперту в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ/ФРОМУ, часто задают представители розничной продажи ювелирных изделий. На целевых инструктажах и практических вебинарах я этот вопрос разбираю подробно, однако проблема остается для тех, кто получает искаженную информацию об этой обязанности, и включает в отчет ФЭС 3-ФМ всех клиентов, которые приобретали ювелирные изделия без прохождения процедуры идентификации.

Читать еще:  Перечень биржевых товаров

Мне приходилось слышать различные версии, вплоть до такой, что указывать в ФЭС о результатах проверок по Перечню, которые должны проводиться не реже чем один раз в три месяца, необходимо всех покупателей, которые заходили в ювелирный магазин.

Цель данной статьи — донести до участников розничной торговли ювелирными изделиями информацию, что указывать в ФЭС 3-ФМ количество клиентов, не прошедших процедуру проверки по Перечням лиц, причастных к терроризму и экстремизму, к финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Перечни), может привести к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Обоснованием позиции служат нормы законодательства, устанавливающие обязанность проводить такую проверку и порядок информирования Росфинмониторинга о результатах такой проверки. Разберемся по порядку.

Обязанность проводить проверку установлена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Известно, что принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны в отношении клиентов, которые включены в Перечни. Из этого следует простой вывод — отчет ФЭС 3-ФМ о результатах проверки содержит в себе сведения о том, состоят ли клиенты в Перечнях, а соответственно о необходимости принимать в отношении них меры, а также о том, что такие меры принимались.

Если в отношении клиента не проводилась проверка по Перечням, потому что продавец не должен был проводить идентификацию, то каким образом продавец может узнать состоит лицо в Перечне или нет?

Законом закреплено право, когда продавец ювелирных изделий при продаже физическому лицу может не проводить идентификацию (п. 1.4-2. ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ):

при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму,

  • не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей,
  • при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей,

за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Таким образом, если у продавца не возникло подозрений и сумма покупки не превышает установленных пороговых значений, продавец не обязан требовать у покупателя сведения, необходимые для проверки по Перечню, соответственно продавец не может утверждать однозначно, что в отношении этого лица, должны применяться меры. А как же Письмо Росфинмониторинга №52 от 13.05.2016 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)?

Указанное письмо содержит вопрос: «Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

Росфинмониторинг отвечает: «При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки). При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Т.е. Росфинмониторинг в своем письме, указывает на необходимость указывать всех клиентов, независимо от того проводилась идентификация клиентов или нет.

Однако! В результате юридического анализа, проведенного мною, указание в ФЭС 3-ФМ в полях о количестве клиентов всех клиентов, включая тех, в отношении, которых не проводилась идентификация, является нарушением и влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 N261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению», устанавливает в том числе состав и формат информационной части ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

И как видно, при формировании ФЭС в полях 10, 11, 12 Указывается общее количество клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена проверка за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее — проверяемый период).

Письма Росфинмониторинга не являются нормативными правовыми актами, и не устанавливают нормы, обязательные для исполнения, а вот Приказ Росфинмониторинга №261 является обязательным для исполнения. В случае проведения проверки со стороны Прокуратуры или ФКУ Пробирной Палаты России, внимательный проверяющий выявит несоответствие количества, указанных в ФЭС 3-ФМ клиентов с количеством клиентов, в отношении которых проводилась идентификация, и возбудит дело об административном правонарушении в части нарушения порядка заполнения ФЭС (или не проведение идентификации, если вы не представите доказательства, что проверка проводилась). При рассмотрении дела судом, аргумент со ссылкой на Письмо Росфинмониторинга №52, для суда будет несостоятельным, и суд укажет, что письмо не может применяться судом при рассмотрении дела т.к. письмо не носит нормативно-правового характера.

Я рекомендую следовать нормам законодательства в целях исключения привлечения к административной ответственности и указывать значение полей в ФЭС, согласно Приказу Росфинмониторинга №261

Автор: Пинигина Елена, эксперт в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Лайк и подписка на канал приветствуются! Больше информации на Портале «Вести 115-ФЗ»

Ювелирные Известия

25 ян­ва­ря в се­ти ин­тер­нет по­яви­лась ста­тья о том, что с 23 мар­та 2019 го­да от­че­ты в Рос­фин­мо­ни­то­ринг бу­дут сда­вать­ся еже­не­дель­но» (и­мя ав­то­ра скры­то по эти­че­ским со­об­ра­же­ни­ям). Ин­фор­ма­цию сре­ди сво­их кли­ен­тов о «но­вой обя­за­н­но­сти» да­лее рас­про­стра­ни­ла еще од­на ко­м­па­ния, ра­бо­та­ю­щая на ры­н­ке пред­став­ле­ния услуг сфе­ры фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га и ПОД/ФТ.

Читать еще:  Спекулятивные сделки на рынке ценных бумаг

В Ме­ж­ре­ги­о­наль­ный экс­пе­р­т­ный центр фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га «На­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние», ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­ро­го я яв­ля­юсь, на­ча­ли по­сту­пать во­про­сы от на­ших по­сто­ян­ных кли­ен­тов и под­пис­чи­ков. Во­про­сы ка­са­лись прав­ди­во­сти раз­ме­щен­ной ин­фор­ма­ции и ее юри­ди­че­ско­го обос­но­ва­ния. Нас про­си­ли под­твер­дить нор­ма­ми за­ко­на, рас­про­стра­нен­ную ав­то­ром ста­тьи ин­фор­ма­цию, ко­то­рая край­не уди­ви­ла мно­гих, или юри­ди­че­ски под­твер­дить не­о­бос­но­ван­ность сде­лан­ных ав­то­ром вы­во­дов.

В це­лях ис­клю­че­ния не­пра­виль­но­го по­ни­ма­ния норм за­ко­но­да­тель­ства, и как след­ствия его на­ру­ше­ния со сто­ро­ны не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, а глав­ное в це­лях ис­клю­че­ния на­прав­ле­ния в Рос­фин­мо­ни­то­ринг ин­фор­ма­ции еже­не­дель­но с 23 мар­та, я даю за­клю­че­ние по во­про­су яко­бы нор­ма­тив­но за­кре­п­лен­ной на се­го­д­ня­ш­ний день обя­за­н­но­сти для не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций сда­вать от­чет в Рос­фин­мо­ни­то­ринг о ре­зуль­та­тах про­вер­ки кли­ен­тов по Пе­реч­ням еже­не­дель­но.

Нет та­кой обя­за­н­но­сти, как ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг о ка­ж­дой про­ве­ден­ной про­вер­ки кли­ен­тов по Пе­реч­ня­м! И Ука­за­ни­ем Бан­ка Рос­сии №4937-У, ко­то­рое всту­пит в си­лу с 23 мар­та 2019 не за­кре­п­ле­но та­кой обя­за­н­но­сти.

Юри­ди­че­ское обос­но­ва­ние вы­во­дов.

Ра­нее я пи­са­ла о всту­п­ле­нии с 23 мар­та 2019 го­да Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии от 17 ок­тяб­ря 2018 г. № 4937-У “О по­ряд­ке пред­став­ле­ния не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ний и ин­фор­ма­ции в со­о­т­вет­ствии со ста­тья­ми 7, 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма», ко­то­рое вы­пу­ще­но вза­мен Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии от 15 де­ка­б­ря 2014 г. N3484-У «О по­ряд­ке пред­став­ле­ния не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ний, пре­ду­смо­т­рен­ных Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».https://115fz.pro/info/articles/nekreditnym-finansovym-nfo/kommentarii-eksperta-2-2019-ot-22-01-2019/

В свя­зи с тем, что 23 июля 2018 го­да у НФО по­яви­лась но­вая обя­за­н­ность в со­о­т­вет­ствии с п. 6 ст. 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на 115-ФЗ
«ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в до­пол­не­ние к пре­ду­смо­т­рен­ным пун­к­том 1 ста­тьи 7 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на ме­рам обя­за­ны ­не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, вклю­чен­ных в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Цен­траль­ным бан­ком Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по со­гла­со­ва­нию с упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном,
нор­ма­тив­ные ак­ты бан­ка Рос­сии дол­ж­ны быть при­ве­де­ны в со­о­т­вет­ствие.

И на­по­м­ним, о су­ще­ству­ю­щей ра­нее обя­за­н­но­сти НФО, уста­но­в­лен­ной ст. 7 за­ко­на №115-ФЗ «не ре­же чем о­дин раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Цен­траль­ным бан­ком Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по со­гла­со­ва­нию с упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном».

Так вот, в но­вом Ука­за­ние Бан­ка Рос­сии №4937-У сфор­ми­ро­ван аб­зац, в ко­то­ром ука­за­но, что НФО обя­за­ны на­прав­лять ФЭС

  • о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ (да­лее — ре­зуль­та­ты про­вер­ки в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ)
  • и (и­ли) о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, вклю­чен­ных в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, в со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 6 ста­тьи 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ (да­лее
  • ре­зуль­та­ты про­вер­ки в со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 6 ста­тьи 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ) (да­лее при со­в­ме­ст­ном упо­ми­на­нии — ре­зуль­та­ты про­вер­ки).

Т.е. од­ним ФЭС о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных про­ве­рок по двум Пе­реч­ням.

В­ни­ма­ни­е! Сро­ки про­ве­де­ния про­вер­ки, уста­но­в­лен­ные пп. 7 п. 1 ст. 7 и п. 6. Ст. 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, о ко­то­рых идет речь в ука­за­н­ном вы­ше аб­за­це, на се­го­д­ня­ш­ний день не из­ме­ни­лись, и в но­вом Ука­за­нии Бан­ка Рос­сии речь идет о ФЭС, сфор­ми­ро­ван­ном в ре­зуль­та­те про­ве­рок, про­ве­ден­ных в сро­ки, уста­но­в­лен­ные Фе­де­раль­ным за­ко­ном №115-ФЗ.

Да­лее п. 4 но­во­го Ука­за­ния Бан­ка Рос­сии, за­кре­п­ля­ет срок на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции о ре­зуль­та­тах этих ДВУХ про­ве­ден­ных про­ве­рок в Рос­фин­мо­ни­то­ринг.
«ФЭС, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ре­зуль­та­тах про­вер­ки в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ и (и­ли) ре­зуль­та­тах про­вер­ки в со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 6 ста­тьи 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на N 115-ФЗ, дол­ж­но на­прав­лять­ся НФО в упол­но­мо­чен­ный ор­ган не позд­нее 3 ра­бо­чих дней по­с­ле дня окон­ча­ния ка­ж­дой из этих про­ве­рок.».

В ука­за­н­ном аб­за­це текст «ка­ж­дой из этих про­ве­рок», яв­но чи­та­ет­ся, как ука­за­ние на про­вер­ку в со­о­т­вет­ствии со ст. 7 и в со­о­т­вет­ствии ст. 7.5, а не как ука­за­ние пред­став­лять ФЭС по­с­ле ка­ж­дой про­ве­ден­ной про­вер­ки по Пе­реч­ням, в слу­чае их об­но­в­ле­ния.
В рас­про­странeн­ной 25 ян­ва­ря ста­тье, имен­но на­ли­чие это­го тек­ста ука­за­но в ка­че­стве обос­но­ва­ния по­яв­ле­ния обя­за­н­но­сти с 23 мар­та еже­не­дель­но ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг о ре­зуль­та­тах про­ве­рок.

На­по­м­ним, что про­во­дить про­вер­ку кли­ен­тов по Пе­реч­ням в слу­чае их из­ме­не­ний, НФО обя­за­ны, но ре­зуль­та­ты про­вер­ки в со­о­т­вет­ствии с 6. При­ло­же­ния 3 к По­ло­же­нию Бан­ка Рос­сии от 12 де­ка­б­ря 2014 г. N 444-П «Об иден­ти­фи­ка­ции не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей, бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, «све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки на­ли­чия (о­т­сут­ствия) в от­но­ше­нии кли­ен­та ин­фор­ма­ции о его при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му: да­та про­вер­ки, ре­зуль­та­ты про­вер­ки, при на­ли­чии ин­фор­ма­ции о при­част­но­сти кли­ен­та к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му ука­зы­ва­ют­ся та­к­же но­мер и да­та пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, со­дер­жа­ще­го све­де­ния о кли­ен­те, или но­мер и да­та ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та, дол­ж­ны вклю­чать­ся в ан­ке­ту (до­сье) кли­ен­та.

Как вид­но пе­ри­о­ди­ч­ность про­ве­де­ния про­ве­рок, уста­но­в­лен­ная Фе­де­раль­ным за­ко­ном №115-ФЗ на се­го­д­ня­ш­ний день не из­ме­ни­лась, срок на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции о ре­зуль­та­тах про­ве­рок то­же остал­ся пре­ж­ним. Ни­ка­ких Фе­де­раль­ных за­ко­нов, вно­ся­щих из­ме­не­ния в пе­ри­о­ди­ч­ность про­ве­де­ния по­ве­рок не опуб­ли­ко­ва­но, про­ек­тов на об­су­ж­де­ние не пред­став­ле­но.

И я при­зы­ваю не­кре­ди­т­ные фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции не сле­до­вать со­ве­там, ко­то­рые ос­но­ва­ны на ис­ка­жен­ном тол­ко­ва­нии норм за­ко­на и вво­дят субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ в за­б­лу­ж­де­ние. Тем бо­лее что до 23 мар­та 2019 го­да еще мно­гое мо­жет из­ме­нить­ся.

В­ни­ма­ни­е! Дан­ная ста­тья дол­ж­на ис­поль­зо­вать­ся да­лее с уче­том воз­мо­ж­ных из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­стве, по­жа­луй­ста, все­г­да учи­ты­вай­те ак­ту­аль­ность ста­тьи на день ее ис­поль­зо­ва­ния.

Обра­щаю ва­ше вни­ма­ни­е! В слу­чае, ес­ли в ст. 7 и ст. 7.5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ вне­сут из­ме­не­ния, свя­за­н­ные с пе­ри­о­ди­ч­но­стью про­ве­де­ния про­ве­рок кли­ен­тов по Пе­реч­ням лиц, при­част­ных к тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му, и к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, из­ме­нить­ся и пе­ри­о­ди­ч­ность ин­фор­ми­ро­ва­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о ре­зуль­та­тах этих про­ве­рок.

Пи­ни­ги­на Еле­на, экс­перт ПОД/ФТ/ФРОМУ, кор­по­ра­тив­ный юри­ст.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×