Finkurier.ru

Журнал про Деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как участник рынка ценных бумаг

Функции государства на рынке ценных бумаг

Государство на рынке ценных бумаг выступает в качестве эмитента, инвестора и регулятора.

Как эмитент государство выпускает ценные бумаги, которые позволяет ему решить проблему ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов представляет выгодное направление вложения средств, поскольку операции с государственными ценными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот и сами по себе государственные бумаги отличаются значительной надежностью и защищенностью.

С начала 90-х годов в России выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

– ГКО сроком на 3, 6, 12 месяцев номиналом 1 млн. руб. выпускались с 1993 по 1998 гг.; это были беспроцентные обязательства на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо»; инвесторами могли стать как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты);

– государственные долгосрочные обязательства (ГДО) сроком обращения 30 лет (до 2021 г.); объем займа – 80 млрд. руб.; по облигациям предусмотрен купонный доход 15% от номинала, выплачиваемый один раз в год; размещались среди юридических лиц;

– облигации внутреннего государственного валютного займа были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами; валюта займа – доллары США, номинал – 1000, 10000, 100000 долл., купонные выплаты составляли 3% от номинала, срок погашения – 1, 3, 6, 10 и 15 лет; в 1996 г. были проведена дополнительная эмиссия;

– облигации государственного сберегательного займа сроком обращения 1 год, купонные облигации на предъявителя, доход выплачивался ежеквартально, номинал 100 тыс. и 500 тыс. руб.;

– облигации государственного нерыночного займа номиналом 1 млн. руб., выпускались на бездокументарной основе и не могли обращаться на вторичном рынке, доход начислялся как процент от номинала и устанавливался МинФином не реже одного раза в год;

– государственные жилищные сертификаты – документарные именные необращаемые ценные бумаги были выпущены по решению Правительства РФ для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; ГЖС были номинированы в квадратных метрах жилой площади, срок предъявления к погашению – 1 год с момента выдачи.

Несмотря на разнообразие государственных ценных бумаг, основным видом стали облигации федерального займа (ОФЗ). МинФин РФ выпускало следующие виды ОФЗ:

1. ОФЗ-ПК (с переменным купоном), выпускались с 1995 по 1998 гг.; выплата купона осуществлялась раз в полугодие; значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

2. ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998 г.; купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения;

3. ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999 г.; их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 г. в порядке новации; срок обращения 4-5 лет; купон выплачивался ежеквартально; ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % – конец срока).

4. ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга; в настоящее время выпускается именно данный вид ОФЗ.

В 2006 году в России был создан рынок ГСО (государственных сберегательных облигаций). ГСО – облигации с фиксированной процентной ставкой, которые не могут обращаться на вторичном рынке.

Эмитентом выступает МинФин РФ, организатором торг – ММВБ, уполномоченным агентом – Сбербанк России. Уполномоченный агент имеет право размещать государственные сберегательные облигации на аукционах или по закрытой подписке, а также осуществлять иные действия, которые описаны в соответствующих законодательных актах.

Приобрести ГСО могут только юридические лица – инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями, и иные государственные внебюджетные фонды.

Продажа государственных сберегательных облигаций происходит на закрытых аукционах, для покупки облигаций участники аукциона размещают два типа заявок – с указанием конкурентной цены покупки и неконкурентной заявки, в которой указывается возможность покупки государственных сберегательных облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся в результате торгов.

Роль государства как регулятора рынка ценных бумаг весьма значительна, она может быть сведена к выполнению им следующих функций:

– идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

– установление требований к участникам рынка, выработка операционных и учетных стандартов;

– контроль за финансовой устойчивостью и безопасность рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

– создание информационной системы этого рынка, обеспечение открытости и доступности информации для инвесторов;

– формирование системы защиты инвесторов от потерь;

– предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

– предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, поскольку это приводит к отвлечению инвестиционных ресурсов на непроизводительные расходы государства.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.05.2015 2015-05-04

Читать еще:  Налогообложение сделок с ценными бумагами

Статья просмотрена: 3393 раза

Библиографическое описание:

Волкова, А. В. Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг в России и Великобритании / А. В. Волкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18280/ (дата обращения: 07.04.2020).

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, биржа.

Рынок государственных ценных бумаг является одной из главных составляющих фондового рынка. В странах, где развита рыночная экономика, можно наблюдать, как рынок государственных ценных бумаг выполняет централизованное заимствование свободных денежных средств коммерческих банков, различных инвестиционных и финансовых корпораций, различных предприятий и населения. [1]

Рынок ценных бумаг это сложный механизм, целая система, включающая в себя множество аспектов. Одним из основных моментов в этом вопросе является контроль и регулирование данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [2]

Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

1. Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Обычно выделяют следующие цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур. [3]

Государство является одним из первых регулирующих сил. Оно должно сформировать эффективную политику в отношении развития и регулирования рынка ценных бумаг, что подразумевает создать определенную схему для наиболее выгодного функционирования рынка в условиях тех или иных особенностей экономики, обычаев и традиций страны.

Не смотря на то, что на первый взгляд, кажется, что государство влияет на регулирование рынка ценных бумаг во всех странах в одинаковой степени, стоит отметить, что это не так. Это видно при сравнении систем регулирования России и Великобритании.

Одна из особенностей рынка ценных бумаг заключается в том, что ценности, которые находятся в обороте этого рынка, представляют собой совокупность прав и не существуют обособлено от нормативной правовой базы, которую обеспечивает государство. Поэтому можно сказать, что государство выполняет функцию системообразования. Т.е. государство создает систему, регулирующую рынок и также эта система обеспечивает его правильное функционирование. Один из ключевых элементов системообразующей функции государства, является развитие системы правоприменения и это же является приоритетным направлением государственной политики.

Со времени образования рынка ценных бумаг, в мире стали складываться различные системы регулирования, сейчас сформировалось две модели того, как государство влияет на становление рынка ценных бумаг.

Первая из них, когда регулирование большей части рынка ценных бумаг производится именно государственными органами. И лишь только небольшая часть рынка контролируется не государством, а различными органами по контролю, надзору и т. д. (по другому их называют саморегулируемые организации). Их суть заключается в том, что государство дает им право устанавливать свои правила при проверке и контроле. Пример такой страны — Франция.

Вторая модель — такая ситуация в стране, когда больший объем РЦБ передается саморегулируемым организациям. В таком случае, в контроле больший смысл играют переговоры между участниками рынка, различные согласования и договоренности, при этом, государство выступает не просто в роли наблюдателя за таким процессом, но и оно всё же остается основным контролером, и имеет право вмешаться в любой процесс регулирования самостоятельными организациями. Примером такой модели является Великобритания.

Рассматривая Россию, стоит сказать, что основным органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг в стране, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она состоит из центрального аппарата и территориальных органов. Центральный аппарат состоит из 14 управлений, каждый из них отвечает за различные процессы, как эмиссия, мониторинг, правовое регулирование, деятельность профессиональных участников. Соответственно, все отделы связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Эта реформа была введена после 2004 года, когда некоторые обособленные органы, которые регулировали только рынок ценных бумаг и активность бирж, были признаны недействительными.

В России Государство выполняет следующие функции на рынке ценных бумаг:

1. Разрабатывает различные программы и стратегии по наилучшему развитию рынка ценных бумаг, наблюдает и регулирует за исполнением этой программы, вырабатывает законодательные акты для реализации этих стратегий;

2. Устанавливает основные требования и правила для участников рынка ценных бумаг;

3. Обеспечивает контроль за безопасностью на рынке и его устойчивости;

4. Своевременно информирует всех инвесторов о состоянии на рынке ценных бумаг;

5. Составляет государственные системы страхования на рынке ценных бумаг;

6. Контролирует за вложениями инвестиций в государственные ценные бумаги. [4]

Основное воздействие о н государства на рынок ценных бумаг несут нормативно- правовые акты, которые являются регуляторами рынка. Именно с их помощью государство может не просто контролировать рынок, но и положительно влиять на общую ситуацию, возникающую на рынке и повлиять на скорость становления фондового рынка.

Читать еще:  Перспективы развития фондовых бирж в россии

Как говорилось ранее, в Великобритании несколько иная система регулирования рынка ценных бумаг, отличная от Российской системы. Она включает в себя большую степень регулирования со стороны саморегулируемых организаций.

Великобритания — страна с уже давно сложившимся рынком ценных бумаг, а последние изменения в данном вопросе показывают, что правительство Великобритании стремится создать более надежную законодательную основу для своевременного перехода от контроля и регуляции фондового рынка традициями к контролю и регуляции на основе законодательных актов. [5]

В основном регулирование производится специальными не государственными органами, конечно же в основе их работы лежат законы, но тем не менее, государство не проявляет никакого давления на эти организации, именно это является основным отличием.

Сейчас действует пять саморегулируещих органов (СРО), которые выполняют функции, делегированные советом по финансовым услугам, наиболее значимые из них:

1. Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA), который регулирует деятельность фирм, которые совершают инвестиционную деятельность с ценными бумагами, еврооблигациями, финансовыми и товарными фьючерсами.

2. Организация инвестиционых управляющих (IMRO), она регулирует деятельность институтов коллективного инвестирования, которые командуют разными фондами.

3. Совет по личным инвестициям (PIA). PIA главный орган наблюдения за деятельностью компаний, что действуют на рынке страхования и инвестиций, в том числе предприятия взаимного страхования, общих юнит-трастов инвестиционных компаний.

В Англии работать на рынке ценных бумаг, можно только если ты являешься членом одной или нескольких саморегулирующихся организаций.

Такой механизм регулирования делает рынок ценных бумаг Великобритании одним из самых развитых и организованных в Мире. В такой системе есть плюс, так как контроль и регулирование возлагается на негосударственные органы, чьи правила совпадают с правилами государства, это делает их крайне заинтересованными в соблюдении этих самых правил.

В России же РЦБ был сформирован в свое время с большим количеством финансовых пирамид, а резкий переход страны на рыночную экономику и в последствии крах этих пирамид привел к нестабильной ситуации на рынке ценных бумаг. Обеспокоенность и недоверие населения к вложениям такого рода ставили развитие данного рынка в нашей стране под угрозу. Но сейчас, государство старается контролировать РЦБ и создавать наиболее выгодные программы для улучшения рынка.

В заключении можно сказать, что каждой модели регулирования присущи свои преимущества и недостатки, они достаточно различны между собой, но не смотря на это, государство должно оставаться мощнейшей и основной силой, которая обязана проводить контроль и регулирование рынка в целях его перспективного развития.

На сегодняшний момент, на фоне различных событий в мире, из-за нестабильной экономической ситуации и разногласий в отношениях стран и по многим другим факторам, ситуация на рынках рассматриваемых мною стран, может кардинально измениться. Но чтобы был нанесен наименьший вред по фондовым рынкам, государствам следует как можно лучше систематизировать механизм регулирования и контроля рынка ценных бумаг. Стоит опираться на экономические показатели динамики развития рынка и проводить своевременные анализы его состояния.

Многое зависит от структуризации рынка и следует выбирать наиболее правильные методы и способы регулирования данного сегмента фондового рынка, чтобы достичь поставленной цели, оставлять данный элемент в стабильном состоянии и гарантировать ему дальнейшее позитивное развитие.

1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г. (с изм. и доп.)

2. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участиники.- М., 2012

3. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2012.-448 с.

4. Кузнецов Б. Т. Рынок ценных бумаг: учебное пособие.-M.: Юнити-Дана, 2012 год

5. Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. — М.: Инфра-М, 2010. С. 166–173

Участники рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг

Участниками рынка ценных бумаг могут быть физические и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в том числе кредитные организации, которые осуществляют следующие виды деятельности:

  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • деятельность по управлению ценными бумагами;
  • деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
  • депозитарная деятельность;
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Рис. 1.5. Участники рынка ценных бумаг Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп:

  • эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение;
  • инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг;
  • фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги);
    • брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом).
    • дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).
  • организации инфраструктуры;
  • организации регулирования и контроля.
Читать еще:  Биржевая арбитражная комиссия это

Эмитенты

Эмитенты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.

На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).

Инвесторы

Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.

Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Если эмитента и можно с определенной долей условности назвать первым продавцом его ценной бумаги (на самом деле часто не сам эмитент продает ее, а уполномоченное им лицо), то инвестор, как правило, никогда не станет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он постоянно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от ситуации на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому неправильно отождествлять эмитентов только с продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только с их покупателями.

И эмитенты, и инвесторы выступают одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Деление участников рынка на эмитентов и инвесторов производится не по их положению относительно купли-продажи ценной бумаги, а по отношению к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.

Фондовые посредники

Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).

Брокеры — это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии. Брокер получает доход в виде комиссионного вознаграждения.

В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.

Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.

Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.

Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.

Организации инфраструктуры

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.

Организаторы рынка ценных бумаг— это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.

К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.

  • Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
  • Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;
  • Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.

Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.

Цель государственного регулирования — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector