Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы развития рынка ценных бумаг

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

6. Этапы развития рынка ценных бумаг в России

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие — нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать «ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета — государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2. Реструктуризация внутреннего валютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3. Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.

Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения; государственные краткосрочные облигации выпуска 1994г.; долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.; внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц; казначейские обязательства.

Рынок частных ценных бумаг включает:

— эмиссию акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий;

— эмиссию акций и облигаций банков;

— эмиссию акций чековых инвестиционных фондов;

— эмиссию акций вновь создаваемых акционерных обществ;

— облигации банков и предприятий.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

— небольшими объемами и неликвидностью;

— «неоформленностью» в макроэкономическом смысле ( неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

— неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;

— раздробленной системой государственного регулирования;

— отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

— высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

— значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;

— крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;

— отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;

— отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

— агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

— высокой долей «черного» и спекулятивного оборота;

— расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок — это динамичный рынок, развивающийся на основе:

— масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг;

— расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов;

— быстрого улучшения технологической базы рынка;

— открывшегося доступа на международные рынки капитала;

— быстрого становления масштабной сети институтов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

Аномалия — электронная библиотека

Бизнес, инвестиции, право

Формирование рынка ценных бумаг

Глава 2. Эволюция российского рынка ценных бумаг

2.2 Этапы формирования российского рынка ценных бумаг

На настоящий момент в России можно выделить следующие основные сегменты рынка ценных бумаг: государственные ценные бумаги (облигации, выпущенные федеральными органами власти, и облигации субъектов Федерации), муниципальные ценные бумаги (эмитенты — органы местного самоуправления) , корпоративные ценные бумаги (акции и облигации корпоративных эмитентов), векселя и различные суррогатные ценные бумаги (складские свидетельства, варранты). Данные сегменты развиваются параллельно, выполняют свои задачи, имеют свою специфику, структуру и технологию функционирования первичного и вторичного рынков. На российском рынке ценных бумаг представлены все виды фондовых инструментов, присущих странам с развитым фондовым рынком (приложение № 3).

Формирование российского рынка ценных бумаг началось с выпуска акций первыми коммерческими банками в 1991-1992 гг. Отличительной особенностью этого этапа явилось возникновение огромного количества товарно-фондовых и фондовых бирж при практически полном отсутствии инструментов фондового рынка. Так, к 1993 г. было уже 63 подобные биржи. На этом этапе закладывались нормативно-законодательные основы функционирования ценных бумаг — приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и о фондовых биржах в РСФСР, закон «О налоге на операции с ценными бумагами», начато государственное лицензирование деятельности на рынке.

Следующий важный этап развития, характеризовавшийся формированием рынка государственных краткосрочных, облигаций и масштабной приватизацией, начался в 1993 г. В 1993 г. приступили к выпуску ГКО, и уже к середине 1994 г. в обращении на вторичном рынке находилось облигаций на сумму боле 900 млрд. руб. по номиналу. Стремительное развитие рынка ГКО было обусловлено следующими факторами:

• высокая доходность вложений в данные ценные бумаги;

• льготный режим налогообложения операций с ГКО;

• высокотехнологичная инфраструктура рынка ГКО.

Одновременно начался процесс приватизации государственных предприятий. Выданные гражданам России приватизационные чеки — ваучеры могли быть вложены в акции предприятия, на котором работал владелец, в ходе проводимой на нем закрытой подписки или в акции других приватизируемых предприятий на чековом аукционе, обменены на акции специализированных чековых инвестиционных фондов или просто проданы любому желающему.

В конце 1994 — начале 1995 г. на рынке ценных бумаг приватизированных предприятий произошел значительный рост цен, который, по сути, являлся первой оценкой рынком реальной, а не номинальной, зафиксированной в проспектах эмиссии стоимости акций. Можно сказать, что в 1995 г. начался период стремительного роста российских ценных бумаг, что было связано в первую очередь со значительно увеличившимся объемом заимствований государством посредством инструментов рынка государственных краткосрочных обязательств. Начала развиваться инфраструктура рынка ценных бумаг, в первую очередь — рынка ГКО, построенная с применением новейших технологий. Выпускались новые инструменты рынка государственных ценных бумаг, такие, как облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), предназначенные для работы с населением.

В 1995 г. приватизированные предприятия начали проводить дополнительные эмиссии акций, формировались инвестиционные компании, специализировавшиеся на работе с данными финансовыми инструментами. Необходимо отметить, что на данном этапе курсы ценных бумаг были подвержены значительным колебаниям, вызванным, в том числе такими событиями политического характера, как президентские выборы 1996 г.

Читать еще:  Приказ 504 мвд драгоценные металлы

Наряду с рынком ГКО и рынком акций развитие получил рынок облигаций субъектов Федерации и муниципальных органов власти.

Информация об объемах и количестве эмиссии облигаций субъектов РФ и муниципальных органов власти в 1992-1997 гг.

Год Количество эмиссии Суммарный объем эмиссии, млрд. руб.

1997 313 29 488

Необходимо отметить, что развитие рынка ценных бумаг приобретало стремительный характер, причем данный рост носил в основном откровенно спекулятивный характер, вызванный во многом массовым приходом на рынок иностранных инвесторов. Интерес иностранных инвесторов к российским ценным бумагам был вызван положительными ожиданиями, связанными с экономическим ростом в Азии и Латинской Америке, сопровождавшимся увеличением роли местных ценных бумаг. Во многом данный интерес был распространен и на Россию, исходя из огромного экономического, в том числе сырьевого, потенциала страны, а также тезиса о недооцененности акций российских предприятий.

Этот рост, вполне обусловленный в 1995 г., приобрел к 1997 г. откровенно спекулятивный характер. Рост ценных бумаг происходил одновременно со снижением объемов производства и стремительным сокращением инвестиционно-инновационного потенциала российской экономики. Привлечение государством всех имеющихся инвестиций на покрытие бюджетного дефицита вело к недостаточности средств на инвестиции в реальный сектор.

Быстрое развитие рынка ценных бумаг на указанном этапе было предопределено следующими факторами:

• значительный выпуск государственных краткосрочных облигаций;

• приватизация крупнейших предприятий, в том числе стратегически важных для экономики страны;

• массовый приход на российский рынок иностранных инвесторов, вызванный бурным ростом фондовых рынков в странах с переходной экономикой;

• создание в короткие сроки элементов инфраструктуры рынка, отвечающих по ряду параметров самым высоким технологическим стандартам.

Окончанием этапа стремительного роста стала осень 1997 г., когда на рынке произошел первый серьезны затяжной спад. Считается, что кризис осени 1997 г. был вызван главным образом кризисом в Юго-Восточной Азии, что является отчасти верным.

Значительное распространение, начиная с 1998 г. получил выпуск векселей. Векселя стали использовать в расчетах не только частные предприятия, но и государственные и муниципальные органы власти. Рост обращения векселей был вызван ослаблением национальной валюты, кризисом долговой экономики. Суррогаты составляют параллельную денежную систему теневой (т.е. не платящей налоги) экономики, недоступную для государства.

К отрицательным можно отнести следующие моменты, связанные с вексельным бумом последних лет:

• векселя стали инструментом ухода от налогообложения;

• большинство российских векселей не отвечает требованиям международных конвенций (по разным параметрам);

• активно развивается криминализация вексельного обращения;

• вексельный оборот в его настоящем виде создает угрозы экономической безопасности страны.

В до кризисной ситуации, характеризовавшейся сравнительно дешевыми и легкодоступными международными кредитами, в стране стала формироваться тенденция непродуманных заимствований на внешнем и внутреннем рынках и последующего их низкоэффективного использования. Кризис привел к переоценке инвесторами рисков на развивающихся рынках, усложнил привлечение новых инвестиций. В качестве основных составляющих кризиса можно выделить следующие:

1) бюджетный кризис, вызванный низкой собираемостью налогов и зависимостью бюджета от привлечения краткосрочных ресурсов с целью покрытия бюджетного дефицита;

2) платежно-долговой кризис, вызванный необеспеченностью реального сектора наличными средствами и разрушивший платежно-расчетную систему страны;

3) абсолютный перевес сырьевой составляющей в экспорте, который при снижении мировых цен на сырье крайне негативно отразился на поступлении доходов в бюджет.

Наряду с перечисленными выше тенденциями, обострившими и ускорившими общую кризисную ситуацию, глубинной причиной кризиса российских ценных бумаг является отсутствие эффективной государственной экономической политики, в первую очередь современной программы промышленного роста, развития реального сектора, что способствовало:

• отсутствию целостной системы нормативно-законодательных актов в области инвестиций, существенно затрудняющей деятельность инвесторов;

• катастрофическому снижению инвестиционной активности;

• неэффективной структуре накоплений, низкому уровню вложений средств в основные фонды;

• несовершенству и неэффективности налоговой системы;

• концентрации основных капиталов в финансово-спекулятивной сфере.

Апофеозом развития кризиса стал август 1998 г., когда правительство отменило валютный коридор и объявило о реструктуризации рынка ГКО. С августа до конца 1998 г. рынок ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных, находился в самом тяжелом кризисе за все время функционирования.

В 1999 г. начался новый этап развития рынка ценных бумаг — этап его восстановления и проведения серьезных изменений с учетом накопленного опыта. Перелом в кризисной ситуации связан с инвестициями, однако, инвестиционная сфера в наибольшей мере пострадала от кризиса, что проявилось в сокращении абсолютных объемов накоплений, снижении их доли в национальном доходе, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Активизация рынка ценных бумаг, направленного на поддержание инвестиционной активности, требует создания соответствующих предпосылок, к важнейшим из которых относятся: политическая и социально-экономическая стабилизация, увеличение емкости внутреннего рынка на основе роста платежеспособного спроса, разрешение кризиса неплатежей, формирование эффективной банковской системы, восстановление и развитие хозяйственных связей с государствами СНГ.

События 17 августа 1998 г., явившиеся результатом проводимой финансово-экономической политики и приведшие к дефолту по государственным краткосрочным облигациям, падению курса рубля и финансово-банковскому кризису, поставили предприятия, особенно развивавшие рынки собственных ценных бумаг и выпускавшие облигационные займы, в качественно новую ситуацию. Фактически, даже относительно благополучные эмитенты, выполнявшие все обязательства по облигациям, объективно оказались в условиях форс-мажора.

Этапы становления и развития Российского РЦБ

В России рынок ценных бумаг отсутствовал практически 70 лет. Становление и развитие отечественного фондового рынка напрямую связано с экономическими преобразованиями и развитием рыночных отношений в стране.

Процесс формирования отечественного РЦБ условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – это 1988 – 1992 гг., характеризуется созданием предпосылок для развития фондового рынка.

Решающую роль в воссоздании рынка сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий и массовый выпуск акций в обращение в начале 90-х годов, а также образование акционерных коммерческих банков, товарных и фондовых бирж.

Для мирового опыта такой путь расширения фондового рынка не характерен. Обычно в развитых странах приватизируемые предприятия являются акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Реализация акций, принадлежащих государству, на развитом фондовом рынке не представляет больших затруднений.

В России сложилась иная ситуация. В связи с неразвитостью фондового рынка, слабым государственным регулированием, низкой эффективностью реального сектора экономики обращение акций приватизированных предприятий на первом этапе носило ограниченный характер.

На первом этапе также началось формирование законодательной базы функционирования российского РЦБ. Были приняты следующие основные нормативные акты: «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г., «Положение об акционерных обществах» от 28.12.91 № 78, закон РСФСР от 03.07.91 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и др.

Второй этап – это 1993 – первая половина 1994 г., характеризуется развитием и закрытием рынка приватизационных чеков (ваучеров), которые выпускались государством и выдавались гражданам бесплатно. Приватизационный чек давал равное право каждому гражданину получить часть государственной собственности. Чеки можно было обменивать на акции, вкладывать в чековые инвестиционные фонды или продавать на вторичном рынке.

Однако, практика показала, что основной массе граждан не удалось воспользоваться своим правом в получении части государственной собственности. Это было обусловлено следующими основными причинами:

· отсутствие достаточной информации и возможности выбора направлений вложения чеков для граждан;

· низкая активность участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах;

· разные финансовые возможности различных групп населения, одни имели возможность скупать чеки, превращая в крупные пакеты акций, другие имели возможность только продавать свои чеки;

· присутствие на рынке недобросовестных финансовых компаний и чековых инвестиционных фондов, которые аккумулировали чеки граждан, скупали на них крупные пакеты акций предприятий, а затем прекращали свою деятельность, выводя активы в другие структуры.

В результате приватизации произошла трансформация отношений собственности. Значительная часть государственных предприятий перешла в частную собственность узкого круга лиц.

Важной особенностью данного этапа является появление на рынке различного рода «псевдо» ценных бумаг типа билетов МММ и формирование финансовых пирамид. Это было обусловлено в первую очередь отсутствием правовой базы регулирования деятельности инвестиционных компаний и защиты интересов инвесторов и вкладчиков.

Другой особенностью данного этапа является появление в мае 1993 г. первых российских государственных бумаг.

Третий этап – вторая половина 1994 г. до финансового кризиса августа 1998 г., характеризуется развитием инфраструктуры фондового рынка, совершенствованием нормативно-правовой базы функционирования РЦБ, активным развитием рынков государственных и корпоративных ценных бумаг.

Таким образом, характерной особенностью третьего этапа является:

· дальнейшее развитие законодательной базы регулирования РЦБ, в этот период были приняты основополагающие законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах»;

· создание специализированного государственного органа – Комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), регулирующей и контролирующей деятельность участников фондового рынка;

· формирование института профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· образование в стране крупного вексельного рынка, и превращение векселей в своеобразные квазиденьги, что было обусловлено низкой монетизацией экономики;

· быстрое развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, которые стали активно работать на рынке ценных бумаг как институциональные инвесторы;

· развитие рынка ценных бумаг, как биржевого, так и внебиржевого, увеличение его участников и проводимых ими операций;

· выход крупных российских компаний на внешние фондовые рынки через механизм выпуска депозитарных расписок

Главной особенностью данного этапа является преобладание на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Летом 1994 года начался массовый выпуск государственных ценных бумаг в целях сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных источников заимствования.

Со второй половины 1994 г. по август 1998 г. развитие российского РЦБ в значительной степени шло за счет расширения выпуска государственных долговых обязательств. Для привлечения средств выпускались высокодоходные государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ). В это время никакие инвестиции по доходности и надежности не могли конкурировать с вложениями в государственные ценные бумаги. Поэтому наблюдался процесс перераспределения финансовых ресурсов из реального сектора экономики в пользу спекулятивных операций с государственными ценными бумагами. Постепенно формировалась государственная финансовая пирамида.

Быстрое наращивание объемов государственных заимствований и рост расходов по обслуживанию государственного долга (в 1998 г. расходы по обслуживанию государственного долга составляли почти треть расходов федерального бюджета) увеличивали неустойчивость рынка государственных ценных бумаг. Росту неустойчивости рынка также способствовала высокая доля иностранных инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ. К началу 1998 г. их доля составляла около 30 %.

Читать еще:  Продажа ценных бумаг ндс

К концу 1997 г. положение на российском фондовом рынке существенно ухудшилось. Это было связано с рядом объективных и субъективных причин:

· влияние мирового фондового кризиса и бегство иностранных капиталов с российских рынков государственных и корпоративных ценных бумаг;

· непродуманная политика государства в области наращивания государственных заимствований;

· лоббирование Центральным банком РФ и Минфином РФ интересов дружественных крупных инвесторов, получавших высокие спекулятивные доходы на рынке ГКО-ОФЗ с конвертацией полученных средств в иностранную валюту и перевод ее в иностранные банки;

· противоречивая роль Банка России на рынке ГКО-ОФЗ. Являясь одновременно агентом Минфина, дилером и регулирующим органом на рынке государственных ценных бумаг, Центральный банк обладал всей информацией о конъюнктуре рынка и использовал ее в своих целях;

· искусственное сдерживание курса рубля в жестких рамках валютного коридора и т.д.

В результате правительство стало испытывать трудности с размещением новых выпусков государственных ценных бумаг. В августе 1998 г. оно впервые не смогло рассчитаться по своим обязательствам и прекратило погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ. А 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт, т.е. отказ в одностороннем порядке от выполнения своих обязательств. В результате разразился разрушительный финансовый кризис и обвал национальной валюты. Российский фондовый рынок практически прекратил свое существование.

Четвертый этап – сентябрь 1998 г. и по настоящее время, характеризуется восстановлением, стабилизацией и дальнейшим развитием российского фондового рынка.

Основными чертами данного этапа являются:

1) резкое сокращение доли государственных ценных бумаг на российском РЦБ. После дефолта 1998 г. Правительство осуществило новацию по непогашенным ГКО-ОФЗ, т.е. их замену на новые среднесрочные облигации сроками погашения через 3-5 лет с фиксированным доходом. С февраля 2000 года начался новый выпуск ГКО в ограниченных объемах;

2) резкое сокращение объемов вексельного обращения, обусловленное кризисом банковской системы и постепенным налаживанием денежных расчетов между предприятиями;

3) рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется торговлей акциями в основном так называемых «голубых фишек» — это крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (РАО ЕС, ГАСПРОМ), нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, предприятий металлургической промышленности и других предприятий, имеющих экспортный потенциал;

4) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования РЦБ (новая редакция Положения о ФКЦБ, дополнения и изменения в законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», принятие закона «Об инвестиционных фондах» и др.);

5) отсутствие эффективных правовых механизмов функционирования РЦБ, что влечет за собой недоверие со стороны широкого круга инвесторов.

Таким образом, уровень развития отечественного фондового рынка во многом зависит от темпов экономических преобразований в стране, создания эффективного механизма государственного регулирования РЦБ, направленного на защиту интересов инвесторов, а также ужесточение контроля за деятельностью профессиональных участников рынка.

Сегодня в России фондовый рынок характеризуется небольшими объемами торговли ценными бумагами, низкой ликвидностью ценных бумаг, неразвитостью технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, а также значительными рисками при совершении операций с ценными бумагами.

Рынок ценных бумаг

Глава 1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг.

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917г.), затем в период НЭПа в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории.

Развитие капитализма в России в конце 19 века было ускорено отменой крепостного права в 1861г., которая подтолкнула к созданию качественно новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно сказать, существовал рынок ценных бумаг — в виде капитализма, особенно создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России, привело к широкому выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за счет движения как акций, так и государственных облигаций. Все это заставило создать соответ-ствующие организационные механизмы функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко заимствован зарубежный опыт, т.к. в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и Центральный ( государственный) банк России. Оборот акций в основном происходил через три фондовые биржи — Санкт-Петербурга, Москвы и Гесингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций произво-дилась главным образом через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и других кредитных институтов. Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций.

До конца 19 века в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовало 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие.

На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагам: подписка на новые выписки этих бумаг и покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих 6анков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально, либо вне официальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.

В марте 1883 г. были утверждены первые “Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций” на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности, торговли ценными бумагами; введены некоторые ограничения в праве производить операции на бирже без посредничества маклеров, книги маклеров были подчинены ревизии Министерства финансов, а сам министр имел право увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений.

Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки употреблялись исключительно правилами каждой биржи.

На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год. Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс. руб.. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250-300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки.

Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Потому назревала необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операции. Члены Фондового отдела делились на членов –посетителей и действительных членов. И те и другие должны были иметь промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещения биржевых собраний. Но участвовать в биржевой торговле и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами ( или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались “биржевыми сделками” с рядом вытекающих отсюда важных последствий, в том числе фиксированием их в котировочном бюллетене. При этом упорядочивалась положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, и также улучшался состав маклеров. Теперь они являются действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами. Сохранялось введением в 1893г. подчинение маклеров административной власти министерства финансов. Сделка за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901г. были утверждены подробные “Правила для Фондового отдела Петербургской биржи”,а также “Инструкция котировальной комиссии” и “Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи”. Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров.

В ноябре 1907г. биржевое законодательство было дополнено новыми “Правилами для сделок по покупке” продаже иностранной валюты, фондов и акций на Петербургской бирже”, касающиеся только техники операций с акциями.

В начале 20 века Петербургская биржа ограничивала котировку многих российских компаний. Всего в 1911г. из 1617 акционерных компаний, существовавших в России, на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. В 1912 г. сделки совершались с акциями 13 железных дорой, 9 петербургских, 2 московских и 3 провинциальных коммерческих банков, 10 земельных банков, 12 нефтяных предприятий, 6 цементных предприятий, 22 металлургических и механических предприятий , 3 стекольных, 5 ломбардных, 13-14 страховых и транспортных, 8 пароход и 18 прочих предприятий. Таким образом в 1912 г. в биржевой оборот входили лишь акции 173 предприятий, между тем как в официальном бюллетене насчитывалось 295 предприятий. Определить действительную сумму биржевых оборотов представлялось невозможным, т.к. на Санкт-Петербургской бирже не регистрировались количество и сумма сделок.

В июле 1914г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других) прекратили операции, что сделало невозможным нормальное в капиталистических условиях образования цен на процентные и дивидендные бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными.

Фондовые отдел Петербургской биржи был официально открыт 24 января 1917г. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно.

Читать еще:  Бинарный опцион что это

Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг в 1914г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

Однако в конце 50-х гг. стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ый выигрышный заем, который продавался и покупался свободно населением через систему сберегательных касс. Таким образом произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течении 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время.

Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в советский период была обусловлена в основном развитием командно-административной системы управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб экономике, лишив ее дополнительного канала денежных ресурсов только на госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался исключительно под воздействием командно-административной системы без должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической области по сравнению со странами Запада.

1. История развития рынка ценных бумаг

1. История развития рынка ценных бумаг

Рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг, а также без самих ценных бумаг – инструмента, с помощью которого он обеспечивается.

Рынок ценных бумаг имеет длительную историю развития. Она началась с финансовых афер в древние времена, продолжилась появлением меняльных контор в Средние века в виде, созданием рынка государственных облигаций в конце XVIII – начале XIX в. и, наконец, рождением современного фондового рынка.

Российский рынок ценных бумаг возник и стал развиваться достаточно стихийно. В период НЭПа отмечался подъем, а в 30-е гг. он был ликвидирован. Возрождения рынка ценных бумаг в СССР не произошло, оно наступило лишь в эпоху перестройки, о чем свидетельствует факт создания в конце 1990 г. Московской центральной фондовой биржи и Московской международной фондовой биржи.

В наши дни еще в России не сложилось единого фондового пространства, нет единой инфраструктуры, однако постепенно ситуация меняется. Накопленный за многие годы опыт организации фондового дела используется при создании различных институтов российского рынка ценных бумаг. В процессе практической деятельности будут определены схемы и модели, которые наиболее приемлемы в Российской Федерации.

До принятия Закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 года действовало более 300 нормативных актов. Это федеральные законы Российской Советской Федеральной Социалистической Республики, указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, РНС Российской Федерации, Роскомимущества Российской Федерации, Государственного комитета статистики Российской Федерации и других министерств и ведомств Российской Федерации. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков и других ценных бумаг.

Указом Президента от 04.11.94 г. № 2063 был образован Федеральный Комитет по ценным бумагам Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

12.2. Участники рынка ценных бумаг

12.2. Участники рынка ценных бумаг Субъекты (участники) рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т. е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования происходило очень бурно и отличалось недостаточной последовательностью и системностью. В результате в регулирующей базе существуют

3. Развитие рынка ценных бумаг в конце XIX в.

3. Развитие рынка ценных бумаг в конце XIX в. Рынок ценных бумаг в нашей стране существовал в дореволюционный период (до 1917 г.), затем в период НЭПа – в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной

5. Развитие рынка ценных бумаг в начале XX в.

5. Развитие рынка ценных бумаг в начале XX в. 10 января 1901 г. были утверждены подробные Правила для Фондового отдела Петербургской биржи, Инструкция котировальной комиссии и Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи. По правилам для

41. Классификация видов рынка ценных бумаг

41. Классификация видов рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг – совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Регулирование рынка ценных бумаг закреплено в Законе «О рынке ценных бумаг».Понятие рынка ценных

42. Функции рынка ценных бумаг

42. Функции рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях развитой экономики выполняет ряд важнейших макро– и микроэкономических функций. Рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего

44. Участники рынка ценных бумаг

44. Участники рынка ценных бумаг Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу

Тема 52. Сущность рынка ценных бумаг (РЦБ), его задачи и функции

Тема 52. Сущность рынка ценных бумаг (РЦБ), его задачи и функции Под РЦБ понимают экономические отношения по поводу выпуска, размещения и обращения ц.б. Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения являются: – рынок банковских капиталов, – РЦБ, –

Тема 53. Структура рынка ценных бумаг (РЦБ), характеристика его участников

Тема 53. Структура рынка ценных бумаг (РЦБ), характеристика его участников РЦБ – это сложная структура, имеющая много характеристик. Выделяют следующие виды рынков:1. Первичный и вторичный 2. Организованный и неорганизованный 3. Биржевой и внебиржевой 4. Традиционный и

Тема 66. Характеристика рынка корпоративных ценных бумаг

Тема 66. Характеристика рынка корпоративных ценных бумаг Эмиссионные корпоративные ц.б. выпускаются в виде акций и облигаций. Условно современную историю российского рынка корпоративных ц.б. можно разделить на 3 этапа: 1. На первом этапе (1990–1992 гг.) началось формирование

1.1. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг

1.1. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг – это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем

1.2. Участники рынка ценных бумаг

1.2. Участники рынка ценных бумаг Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) – это физические и юридические лица, которые продают, покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:Федеральный закон «Об акционерных обществах»;Федеральный закон от 22 апреля

23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг

23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:Федеральный закон «Об акционерных обществах»;Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;Федеральный закон

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг

23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.В инфраструктуру рынка ценных

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Субъектом, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector