Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность государства на рынке ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: эмитента при выпуске ценных государственных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акции промышленных предприятий; профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и другие нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на прямое (административное) и косвенное (экономическое) управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К таковым относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и т.п.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется рядом законодательных актов, указов президента РФ, постановлениями правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ « О рынке ценных бумаг».

В целом эти законы являются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг. Государственная политика правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 1 июля 1996г.№ 1008.

Согласно действующим законодательным актам, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии, контроля соблюдения эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю деятельности профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации и наделена следующими полномочиями:

· Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

· Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Регистрация Выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

· принятие эмитентом решения о выпуске;

· размещение ценных бумаг;

· регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии – 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрационный орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФСФР) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и.т.д.

При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органам заявителю не позднее, чем через 30 дней с момента получения документов на регистрацию.

Основанием для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности допуска к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими.

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы.

При эмиссии акций в отчет дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФСФР.

ФСФР России наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К таким санкциям относятся: приостановление дальнейшего размещения; обнародование в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг; обращение в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента; обращение с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФСФР и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФСФР или уполномоченными его органами. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России.

Деятельность профессиональных участников сертифицируются тремя видами лицензий:

· лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг,

· лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра,

· лицензии фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируются на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензии, если будет доказано, что путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решение о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая непрерывно видоизменяется в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности фондового рынка. При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Читать еще:  Бинарный опцион в чем подвох

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Содержание:

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.
Читать еще:  Реферат условия страхования ценных бумаг

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Функции государства на рынке ценных бумаг

Государство на рынке ценных бумаг выступает в качестве эмитента, инвестора и регулятора.

Как эмитент государство выпускает ценные бумаги, которые позволяет ему решить проблему ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов представляет выгодное направление вложения средств, поскольку операции с государственными ценными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот и сами по себе государственные бумаги отличаются значительной надежностью и защищенностью.

С начала 90-х годов в России выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

– ГКО сроком на 3, 6, 12 месяцев номиналом 1 млн. руб. выпускались с 1993 по 1998 гг.; это были беспроцентные обязательства на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо»; инвесторами могли стать как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты);

– государственные долгосрочные обязательства (ГДО) сроком обращения 30 лет (до 2021 г.); объем займа – 80 млрд. руб.; по облигациям предусмотрен купонный доход 15% от номинала, выплачиваемый один раз в год; размещались среди юридических лиц;

– облигации внутреннего государственного валютного займа были выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами; валюта займа – доллары США, номинал – 1000, 10000, 100000 долл., купонные выплаты составляли 3% от номинала, срок погашения – 1, 3, 6, 10 и 15 лет; в 1996 г. были проведена дополнительная эмиссия;

– облигации государственного сберегательного займа сроком обращения 1 год, купонные облигации на предъявителя, доход выплачивался ежеквартально, номинал 100 тыс. и 500 тыс. руб.;

– облигации государственного нерыночного займа номиналом 1 млн. руб., выпускались на бездокументарной основе и не могли обращаться на вторичном рынке, доход начислялся как процент от номинала и устанавливался МинФином не реже одного раза в год;

– государственные жилищные сертификаты – документарные именные необращаемые ценные бумаги были выпущены по решению Правительства РФ для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; ГЖС были номинированы в квадратных метрах жилой площади, срок предъявления к погашению – 1 год с момента выдачи.

Несмотря на разнообразие государственных ценных бумаг, основным видом стали облигации федерального займа (ОФЗ). МинФин РФ выпускало следующие виды ОФЗ:

1. ОФЗ-ПК (с переменным купоном), выпускались с 1995 по 1998 гг.; выплата купона осуществлялась раз в полугодие; значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

2. ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998 г.; купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения;

3. ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999 г.; их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 г. в порядке новации; срок обращения 4-5 лет; купон выплачивался ежеквартально; ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % – конец срока).

4. ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга; в настоящее время выпускается именно данный вид ОФЗ.

В 2006 году в России был создан рынок ГСО (государственных сберегательных облигаций). ГСО – облигации с фиксированной процентной ставкой, которые не могут обращаться на вторичном рынке.

Эмитентом выступает МинФин РФ, организатором торг – ММВБ, уполномоченным агентом – Сбербанк России. Уполномоченный агент имеет право размещать государственные сберегательные облигации на аукционах или по закрытой подписке, а также осуществлять иные действия, которые описаны в соответствующих законодательных актах.

Приобрести ГСО могут только юридические лица – инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями, и иные государственные внебюджетные фонды.

Продажа государственных сберегательных облигаций происходит на закрытых аукционах, для покупки облигаций участники аукциона размещают два типа заявок – с указанием конкурентной цены покупки и неконкурентной заявки, в которой указывается возможность покупки государственных сберегательных облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся в результате торгов.

Роль государства как регулятора рынка ценных бумаг весьма значительна, она может быть сведена к выполнению им следующих функций:

– идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

– установление требований к участникам рынка, выработка операционных и учетных стандартов;

– контроль за финансовой устойчивостью и безопасность рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

– создание информационной системы этого рынка, обеспечение открытости и доступности информации для инвесторов;

– формирование системы защиты инвесторов от потерь;

– предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

– предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, поскольку это приводит к отвлечению инвестиционных ресурсов на непроизводительные расходы государства.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах: эмитент, инвестор, профессиональный участник, арбитр, «строитель», регулятор.

Как эмитент государство превосходит всех и вся на фондовом рынке.

Государственные ценные бумаги образуют целые сектора финансового рынка — рынки ГКО, федеральных, сберегательных,

Российский рынок ценных бумаг можно считать

Государственные ценные бумаги образуют целые сектора финансового рынка — рынки ГКО, федеральных, сберегательных, валютных облигаций, конкурирующих как между собой, так и с рынками муниципальных и корпоративных фондовых активов.

валютных облигаций, конкурирующих как между собой, так и с рынками муниципальных и корпоративных фондовых активов.

В качестве инвестора государство (федеральные и местные органы власти) выступает при управлении пакетами акций, которые оно оставило в своей собственности в результате приватизации, при реализации крупных, имеющих государственное значение инвестиционных проектов, а также при реструктуризации крупных системообразующих корпораций.

Как профессиональный участник — торговец и посредник — государство проявляет себя при реализации пакетов акций, оставшихся в госсобственности после приватизации, и в ходе приватизации государственных компаний.

Судебная система позволяет государству выполнять роль арбитра в спорах между другими участниками рынка ценных бумаг.

Функция «строителя» рынка ценных бумаг присуща государству только в тех странах, где в прошлом насаждалась командно-административная экономика, т. е. бывшим социалистическим, не имевшим рынка ценных бумаг как такового.

Государственное строительство рынка ценных бумаг заключается в следующем: закладке и совершенствовании законодательной базы инвестирования; создании на начальном этапе самоорганизующихся локальных рыночных инфраструктуры дальнейшем — интеграции их в единую, централизованную инфраструктуру.

Лицензии профессиональ ного участника рынка ценных бумаг выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Помимо участия в качестве инвестора или эмитента, государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, целью которого является создание понятных правил, определяющих отношения между участниками рынка, и обеспечивающими его дальнейшее развитие. Основными законодательными актами, действующими в данной области, являются федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», вступившие в силу в конце 1995 — начале 1996 года. Разработка финансового законодательства продолжается.

Лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке остается наиболее эффективным способом контроля государства за субъектами рынка. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может носить как административный, так и финансовоэкономический характер.

К административным рычагам воздействия на рынок ценных бумаг относятся: установление правил деятельности на фондовом рынке посредством издания законов, указов, постановлений правительства, инструкций руководящих органов; регистрация эмиссий ценных бумаг; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; контроль за этой деятельностью; создание специальных регулирующих органов, таких как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; обеспечение гласности и одинаковой информированности всех заинтересованных лиц.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: эмитента при выпуске ценных государственных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акции промышленных предприятий; профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Читать еще:  Хранение драгоценных металлов

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и другие нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на прямое (административное) и косвенное (экономическое) управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К таковым относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и т.п.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется рядом законодательных актов, указов президента РФ, постановлениями правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ « О рынке ценных бумаг».

В целом эти законы являются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг. Государственная политика правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 1 июля 1996г.№ 1008.

Согласно действующим законодательным актам, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии, контроля соблюдения эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю деятельности профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации и наделена следующими полномочиями:

· Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

· Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Регистрация Выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

· принятие эмитентом решения о выпуске;

· размещение ценных бумаг;

· регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии – 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрационный орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФСФР) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и.т.д.

При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органам заявителю не позднее, чем через 30 дней с момента получения документов на регистрацию.

Основанием для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности допуска к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими.

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы.

При эмиссии акций в отчет дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФСФР.

ФСФР России наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К таким санкциям относятся: приостановление дальнейшего размещения; обнародование в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг; обращение в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента; обращение с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФСФР и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФСФР или уполномоченными его органами. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России.

Деятельность профессиональных участников сертифицируются тремя видами лицензий:

· лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг,

· лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра,

· лицензии фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируются на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензии, если будет доказано, что путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решение о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая непрерывно видоизменяется в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности фондового рынка. При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector